1416

Никакой опасности для жителей Кок-тобе нет!

Вот уже четыре года все никак не ставится точка в ситуации вокруг склона горы Кок-Тобе. На возвышенности находятся около 60 частных домов. Их жители еще в 2019 году попросили городской акимат укрепить склон. Иначе, переживали они, все постройки просто сползут или обрушатся. Просьбу их выполнили, “обхватили” опасный участок в спецстенку.

Никакой опасности  для жителей Кок-тобе нет!

Но одна из местных активисток до сих пор обивает пороги разных гос­органов, жалуясь на Медеуский акимат и подрядчиков, критикует их в соцсетях: мол, работу свою сделали некачественно. Хотя объект успешно прошел кучу проверок разных экспертов. В чем суть дела? Многолетний спор прокомментировал глава Медеус­кого района Еркебулан ОРАЗАЛИН.

Для начала - что за технология укрепления применена на склоне? Как только экспертная комиссия определила, что участок надо защитить от обрушения, городской и местный акиматы взялись за дело: разработали необходимый проект, который потом прошел госэкспертизу, на конкурсной основе определили подрядчиков. Ну и закипела работа. К слову, эксперты, изучив особенности местных грунтов, решили, что лучшим вариантом для подпорки и защиты склона станет габионная сетка. Это такая конструкция из металлической проволоки, наполненная бутовыми камнями. Из таких сейчас и заборы делают, и защищают склоны от эрозии да камнепадов.

- Общая протяженность выполненной конструкции превышает 450 метров, туда же включена и часть бетонной стены на другом участке. Средняя высота составляет от 8 до 12 метров, еще один очень важный момент, который я бы хотел отметить, это толщина подпорной конструкции. Она в среднем составляет 3-4, а местами и 5 метров. Объем конструкции, который был выполнен, - 8,5 тысячи кубических метров. То есть это очень большой массив, который является преградой для смещения грунта, - пояснил представитель подрядной организации ТОО “DOM STROY-LTD” Сергей КОВАЛЕВ.

Кстати, на время строительства для одной из местных жительниц Айжан МАМЕШЕВОЙ и ее семьи подрядчик арендовал квартиру в центре Алматы. Ради безопас­ности людей. Их дом находился очень близко к склону. Именно она и осталась недовольна стройработами компании. И в августе прошлого года обратилась к Еркебулану Оразалину с жалобой на качество исполнения.

Аким района тогда выехал на место вместе с комиссией: надо же удостовериться, что не так? Тогда, вспоминает аким района, каких-либо дефектов в металлической сетке не обнаружили. Зато на верхнем крае габионной конструкции они увидели, что не хватает одной секции с камнями. Такое, уверен Оразалин, непогода не сделает, только рука человека.

Тогда даже заявление в полицию написали, но доказательств не нашли и дело закрыли. Позже из-за неоднократных жалоб Мамешевой по поручению акима Алматы Ерболата ДОСАЕВА провели еще несколько обследований строения. Первое - при участии департамента по ЧС, филиала “Казселезащиты” и Института сейсмологии. Специалисты указали лишь на незначительную деформацию сетки, недочет сразу устранили.

Второй экзамен на прочность конструкция прошла уже от независимой экспертной организации ТОО “Промышленные инновации”. Их заключение: состояние конструкции удовлетворительное, скрытых дефектов и несоответствий конструкции проекта нет. Но и на этом далеко не точка. Айжан Мамешева просит дополнительных экспертиз. На этот раз проверкой занялся департамент внут­реннего госаудита.

- По итогам проведенного обследования в заключении указаны замечания на общую сумму 60,8 миллиона тенге. Мы детально ознакомились с этим заключением, выразили свое принципиальное несогласие и на сегодняшний день находимся с ними в процессе судебных разбирательств. Кроме того, по обращению Мамешевой проводилась проверка объекта управлением градостроительного контроля. Они также выявили некоторые замечания, по которым мы сейчас находимся с ними в стадии рассмотрения, - добавил аким Медеуского района.

В акимате уверены: опасности для тех, кто проживает в ниж­ней или верхней части склона, нет. Габионная стена, по их мнению, исправна и склон держит. Тем не менее, добавил Еркебулан Оразалин, в рамках досудебного разбирательства с департаментом внутреннего госаудита акимат готов более детально обследовать горный пятак и саму стену. А именно: на длительное время установить специальные датчики. Они-то и покажут, происходят ли в конструкции какие-то изменения? Но если в качестве и безопасности сооружения подрядчик и акимат уверены, то в законности строения домов на склоне не совсем.

- Со своей стороны мы направили заявление в управление градостроительного контроля с целью выявления законности возведенных жилых строений на возвышенности горы. И предварительно по итогам изученных материалов были выявлены определенные несоответствия по этажности, выявлено предписание у самой Айжан Мамешевой о необходимости устранения с ее стороны нарушений, - сказал руководитель Медеуского района.

И вообще алматинцы должны помнить, добавил Еркебулан Оразалин, что если уж решились обустраиваться в предгорье, то надо учитывать его особенности. Дом при таком ландшафте и грунте нуждается в дополнительном укреплении.

Кроме того, как говорят специалисты, расщелины в фундаменте, разрушающиеся стены и зловонные протечки из канализации, на которые жалуются жители, - это результат незаконной установки системы канализации на одном из участков.

- Согласно статье 189 Гражданского кодекса ответственность за инженерные сети, находящиеся на частной территории, несет собственник. Акимат или подрядчик отношения к ним не имеют, - считает Ковалев.

А еще представитель подрядной организации уверяет, что Мамешева не раз грозила и сотрудникам, и руководителям компании.

- Она сообщила о том, что, (процитирую): “буду пить у вас кровь, пока вы не выкупите мой дом”. Была заявлена сумма в 100 миллионов тенге. На что я дал ответ: никакие выкупы домов не обсуж­даются, - вспомнил их разговор Ковалев.

В итоге впереди несколько судебных разбирательств. Сначала иск на акимат и ТОО “DOM STROY-LTD” подала Мамешева. Она требует выплатить ей компенсацию за моральный и материальный ущерб, который она якобы получила в процессе возведения конструкции. Но, подмечает Ковалев, мама истца уже получила от подрядчика выплату как собственник этого дома и по договору никаких претензий к компании больше не имеет. Поэтому застройщик в рамках неисполнения этих обязательств инициировал встречный иск. А еще компания обратилась в суд за защитой деловой репутации.

Сергей САДЫКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее