4477

Подземный недочёт

“Темные, убитые, неуютные, грязные” - так алматинцы отзываются о многих подземных переходах, коих в городе насчитывается 56. Тоннели снова будут обновлять. В некоторых уже идет ремонт.

Подземный недочёт

Алматинцы хорошо помнят времена, когда в подземных переходах торговали сувенирами, цветами, чаем, кофе, предлагали услуги по пошиву и ремонту одежды, обуви. В подземке возле Национальной библиотеки работали копировальный центр, закусочная и туалет, так что клиентов - преимущественно студентов - было много. Один из прежних акимов Алматы Бауыржан БАЙБЕК выгнал из переходов бизнес. Взамен предложил сделать их в едином стиле, оборудовать музыкальными колонками, камерами видеонаблюдения. Обновление порадовало горожан, только недолго музыка играла…

Большинство переходов не выдержали натиска вандалов и все пришло в негодность. Районные акиматы, на чьем балансе подземки, не заморачиваются с мелким ремонтом в виде замены лампочки или треснувшей напольной плитки. Спуститься в переход возле библиотеки в самом центре южной столицы теперь решится не каждый - темно, хоть глаз выколи. Даже днем чувствуется дискомфорт.

В других подземках, в которые мы заглянули, тоже воз и тележка проблем: не работают светильники, дыбом встала напольная плитка, ободраны стены, валяется мусор. В целом в пустой подземке чувствуешь себя неуютно, даже если заново разрисованы стены.

К списку неудобств можно добавить неработающие подъемники для людей с особыми потребностями и слишком крутые пандусы - с инвалидной, с детской колясками по ним невозможно ни подняться, ни спуститься.

- На крутые пандусы подземок смотрю с расстояния двух мет­ров, ближе на коляске не подъезжаю - опасно, - говорит алматинец Максим ВИНОГРАДОВ. - В центре города под землей смогу проехать в двух местах: по переходу на Аль-Фараби - Розыбакиева и Жандосова - Манаса. Пандусы на проспекте Абая для меня недоступны. С помощью программы замерил градус пандуса подземки на верхней стороне перекрестка Абая - Достык: 24 вместо 3. Спуск должен быть плавный, с аккуратной разворотной площадкой, чтобы не впечататься в стену.

- Людям с особыми потребностями недоступны и надземные переходы, - сетует Максим. - Легче марафон проехать, чем подняться по пандусу на мост через проспект Аль-Фараби, возле парка первого президента.

По данным городского акимата, на 56 подземных пешеходных переходах имеются 93 подъемные платформы, из них на 38 ведутся работы, их должны закончить до конца года. Остальные якобы работают. К концу года чиновники обещают завершить реконструкцию 42 подземок.

Но почему бы в них не создать полезную инфраструктуру для горожан и гостей Алматы? К этой практике возвращаются власти Ташкента: подземки оживляют за счет легальной торговли, строят в них туалеты. Один из подземных переходов Баку служит афишей расположенного поблизости кукольного театра. Еще стены тоннелей могут стать галереей арт-стрита. Включение искусства в повседневную жизнь - хорошая профилактика вандализма.

- Какими могут быть подземные переходы в Алматы? - поинтересовалась я у председателя правления алматинского Союза архитекторов Сергея МАРТЕМЬЯНОВА.

- Мое мнение совпадает с прак­тикой многих городов бывшего Союза, Европы - обжитыми, ухоженными, полезными. Еще несколько лет назад эти пространства в Алматы были заняты делом. На Жарокова - Абая подземный переход совмещен с метро, и сейчас площади используются под разные услуги. Неподалеку находятся студенческие общежития, и спрос есть, - рассказывает архитектор. - Считаю, там, где большой поток людей, квадратные метры подземок надо активно задействовать. Пусть их входные группы отличаются цветом, пространство - содержанием.

Елена КОЭМЕЦ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть