2416

Холода требуют жертв?

Жители Актау получили баснословные счета за тепло, которого не было

Холода требуют жертв?

Первые звоночки о том, что с тепловыми счетчиками что-то не так, появились нынешней вес­ной. Тогда горожане сравнили свои квитанции и выяснили, что домам, где стоят счетчики, ТОО “МАЭК” выставляет очень большой объем потребления тепла. И выяснилось, что большая часть счетчиков не прошла поверку, а значит, показания отображаются некорректно. Однако в этом отопительном сезоне скандал достиг своего апогея: весь октябрь в домах не было тепла, а счета пришли, как за зимние месяцы.

В этом году тарифы на теплоснабжение в областном центре существенно подросли - с 2512,22 тенге до 3398,83 тенге за Гкл. А учитывая, что тепло в квартирах горожан появилось не 15 октября, когда официально его подал производитель ТОО “МАЭК”, неудивительно, что люди внимательно стали следить за выставленными квитанциями.

К слову, о провальном начале отопительного сезона наше издание упоминало еще в начале ноября (см. “Пустые обещания”, “Время” от 4.11.2023 г.), где речь шла о 4-м микрорайоне, который не могли подключить к теплу на протяжении трех недель с начала отопительного сезона. Каково же было удивление жильцов, когда им выставили счета, в которых потребленный объем тепла почти сравнялся с зимними месяцами.

- Наш дом подключили к теплу только 25 октября, у нас установлен тепловой счетчик. А так как показания по нему сотрудники ГКП “Каспий жылу, су арнасы” (КЖСА) снимают до 25-го числа, мы были уверены, что за тепло нам ничего не насчитают. Однако, получив квитанции, мы пришли в шок. Нам выставили объем не просто за две недели, начиная с 15 октября, а как будто мы обогревались в самые жуткие морозы! Мы сравнили с квитанциями прошлого года. Так, в октябре 2022 года за две недели был выставлен объем в 0,075629 Гкл., для сравнения в декабре того же года этот объем равнялся 1,157341 Гкл. Однако, в этом месяце, учитывая, что тепла не было ни одного дня, нам поставили объем в 1,106435 Гкл.!, - возмущенно говорят жильцы дома №5 4-го микрорайона.

Аналогичная ситуация складывается в домах, которые подключили к теплу лишь к началу ноября. К примеру, в домах №9, 10, 55, 56, 60, 65 тепло появилось лишь после 31 октября или в начале ноября, но в квитанциях у людей также выставлен потребленный объем.

- Мы написали заявление на перерасчет, отнесли его в ЖЭК, где нам подтвердили отсутствие тепла в нашем доме, а затем отнесли его в КЖСА. Однако нам непонятно, каким образом нам насчитали за тепло, если в доме стоит тепловой счетчик. Получается, что цифры берут с потолка и этот счетчик либо не работает, либо все это фикция, - предполагают жильцы дома №65.

Вопросы о поверке тепловых счетчиков общественные активисты поднимают несколько лет. Более того, уже давно они добиваются справедливого начисления за отопление. В Актау насчитывается 497 общедомовых тепловых счетчиков, установленных ТОО “МАЭК” в нижних микрорайонах. Показания с них ежемесячно снимают сотрудники КЖСА.

В коммунальной компании отмечают, что если у счетчиков сроки поверки прошли, то начисление будет производиться по норме потребления по тарифам для домов с приборами учета. Якобы такую схему расчета несколько лет ­назад утвердило ТОО “МАЭК”.

- Значения нам передает отдел приборизации нашего предприятия. В соответствии с этим мы и выставляем объемы. Возможно, в этих домах счетчики не работают, поэтому им выставили по норме. В каждом случае надо разбираться индивидуально, по каким критериям и как закрыли октябрь в этих домах. Если есть претензии по показаниям приборов, то тогда вам надо выходить на техническое руководство предприятия. В любом случае для перерасчета необходимо наличие акта от вашей обслуживающей организации, - ответила нашему изданию заместитель директора по общим вопросам КЖСА Римма КУАНБАЕВА.

Между тем сейчас горожане недоумевают, для чего тогда акимат Мангистауской области выделял миллионы тенге для установки тепловых счетчиков в жилых домах, если им сейчас необходимо бегать по своим ЖЭКам в поисках доказательств, а затем писать заявления на перерасчет.

А вот общественные активисты подозревают, что КЖСА выгодно прикрываться неработающими счетчиками. Ведь таким образом предприятие перекладывает на карманы потребителей свои потери, которые происходят ежедневно из-за частых порывов инженерных сетей. А учитывая тариф на транспортировку тепла, который вырос по сравнению с прошлым годом с 685,05 до 1166, 92 тенге за Гкл, нетрудно догадаться о прибылях компании.

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, фото Владимира ЗАИКИНА, Актау



Комментарий департамента комитета по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики 

Согласно требованиям действующего законодательства о естественных монополиях, процесс получения (или оказания) услуг по снабжению тепловой энергией регулируется в том числе и Типовым договором на оказание услуг по снабжению тепловой энергией (утвержден приказом министра национальной экономики РК за №58 от 24.06.2019 г., приложение №19).

В свою очередь потребители, в рассматриваемом случае - жители дома №5 мкр. 4 Актау, в соответствии с требованиями пункта 17 вышеуказанного договора имеют право на получение услуг установленного качества в объеме и сроки, установленные настоящим договором, а также  обращаться в уполномоченный и (или) судебные органы для решения спорных вопросов, связанных с заключением и исполнением договора.

В связи с этим департамент комитета по регулированию естественных монополий МНЭ по Мангистауской области готов рассмотреть обращение жителей дома №5 мкр. 4 Актау на качество предоставляемой регулируемой услуги в рамках законодательства РК.


Поделиться
Класснуть