2961

Есть лишь право на труд...

Гибель рабочих в результате ЧП на старейшем в Казахстане цементном заводе сподвигла их коллег во всеуслышание заявить о вредных условиях труда и требовать повышения зарплаты. Однако на самом деле мало кто из них верит, что действительно дождутся хоть каких-то реальных изменений. Ведь об этом они безуспешно просили владельцев завода не один раз.

Есть лишь право на труд...
Заводу больше 70 лет.

Взрыв на цементном заводе ТОО “Sas-Tobe Technologies” в поселке Састобе Тюлькубасского района Туркестанской области прогремел днем 13 ноября в угольном цехе. Обширные ожоги получили трое находившихся на месте ЧП рабочих. В крайне тяжелом состоянии в больницу были доставлены слесарь-ремонтник Константин БОУШ, дробильщик Сергей РАЗУМЕНКО и мастер цеха Ердос ШАРИПОВ. 52-летний Боуш, тело которого было полностью обожжено, скончался в реанимации, не приходя в сознание. Через несколько дней умер 58-летний Разуменко, так и не оправившись от ожогового шока. Бороться за жизнь продолжает 34-летний Шарипов, у которого ожоги 65 процентов поверхности тела.

Причины взрыва газовоздушной смеси сегодня выясняет комиссия с участием экспертов по промышленной безопасности. В управлении контроля Туркестанской области, куда сегодня входит служба госинспекции труда, случившееся пока не комментируют, предлагая дождаться окончания расследования. Полицией района возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 156 УК (“нарушение правил охраны труда”).

Завод, существующий уже больше 70 лет, за годы независимости не раз переходил из рук в руки. Сегодня, несмотря на заверения нынешних владельцев о миллиардах вложенных средств, снаружи он представляет собой довольно жалкое зрелище. Но продолжает оставаться единственным источником постоянной работы для более чем 500 местных жителей. Заработные платы колеблются в пределах 70-120 тысяч тенге.

Завод много лет в банковском залоге, и долгов накопилось уже около 6 млрд тенге.

Лет восемь назад бывшие владельцы предприятия перевели печи с газа на уголь. И без того вредное производство, расположенное в черте сельского округа Састобе, стало еще вреднее.

- Никаких общественных слушаний не проходило, сельчан просто поставили перед фактом, что, дескать, газ дорогой, углем топить выгоднее, - поясняет аким Састобе Аскар АЙДАРБЕКОВ. - Неоднократно пытались найти управу на владельцев завода в Минэкологии, обращались то к одному министру, то к другому. Нынешнему главе эковедомства Ерлану НЫСАНБАЕВУ тоже доложил ситуацию по поводу экологии в поселке и выбросов. Была проверка, наложили штраф. Но нам не штрафы нужны, которые даже в наш местный бюджет не поступают, а чистый воздух без выбросов. А руководство завода за эту правду решило со мной судиться. Суд первой инстанции признал мою правоту.

С 13 ноября завод остановлен на время расследования причин взрыва. Потрясенные случившимся заводчане продолжают ходить на работу, где оплакивают коллег и вслух говорят о проблемах. Такую возможность им предоставила встреча с представителем уполномоченного по правам человека в Туркестанской области Натальей КОЖАБЕКОВОЙ. Именно она, а не надзорно-контрольные органы, стала инициатором встречи с рабочими.

Представители районных прокуратуры и акимата вынужденно сели рядом с Кожабековой, но не проронили ни слова в ответ на эмоциональные выступления заводчан, требовавших, по сути, все то же самое, что предъявляют владельцам предприятий работники других вредных и опасных производств.

- Многие наши сотрудники трудятся за двоих-троих, совмещая должности, потому что не хватает специалистов! Вот и Разуменко в тот день вышел в свой выходной, потому как вызвали. Вышел и погиб! - заявила старший диспетчер Жумагуль АБУБАКИРОВА, в чью смену произошел злополучный взрыв. - Нам все время твердят: не нравятся условия - увольняйся, желающих, мол, на твое место полно. Да где ж полно, когда вместо спецов берут неопытную молодежь?! В августе этого года наши лучшие и опытные работники просили учредителя завода о повышении зарплаты хотя бы на 20 тысяч тенге. Им отказали... Благодарим местных продавцов за то, что продукты в долг дают. В день получки, которую, правда, дают без задержек, долги раздаем и кредиты закрываем. Я в свои выходные стою на базаре, молочку продаю от своей коровы. Приходится.

Жумагуль АБУБАКИРОВА.

Ни профсоюза, ни коллективного договора, ни возможности отстаивать свои права и быть услышанными! Заводчане тихо признавались, что многим из них начальники цехов настоятельно рекомендовали помалкивать.

- Еще один больной вопрос - спецодежда и ее качество, - продолжила диспетчер, отстаивая права рабочих. - Сейчас выдают такую, что на наших ребятах, оказавшихся на месте взрыва, спецовки поплавились от температуры, потому как синтетика! Наши требования: повышение зарплаты, выдача качественной спец­одежды и средств защиты, улучшение условий труда. И за вредность производства нужно платить всем, ведь мы этими выбросами дышим каждый день.

Но генеральный директор и один из учредителей завода Александр БАРТЕНЕВ однозначно дал понять коллективу, что требования все так и повиснут в воздухе. 884 млн тенге, по его словам, составляет фонд оплаты труда, работают почти 600 человек. Сумма налогов больше - 1 млрд 200 млн тенге.

- Минимальная зарплата на заводе 100 тысяч тенге. Это все же больше, чем утвержденный в стране размер МЗП, - заявил Бартенев. - Увеличивать зарплаты пока не с чего: всю прибыль мы тратим на ремонт и модернизацию завода. Вложили уже полтора миллиарда за три года. Вот запустим линии производства белого цемента и извести первого сорта, увеличим прибыль, и только тогда будем готовы поднимать оплату труда.

А случившаяся трагедия, по словам гендиректора, вообще происшествие из ряда вон. Угольный цех, дескать, самый новый на предприятии, его эксплуатируют меньше 10 лет. Оборудование новое, система пожаротушения автоматическая, а взрыв тем не менее случился и погибли люди.

- Я согласен, что где-то не уследили, низкая квалификация кадров, несоблюдение техники безопасности, - вынужден был признать Бартенев. - Будем над этим работать и ужесточать. Людей учить. Дайте время.

В Казахстане планируют ужесточить контроль по обеспечению безопасности на производстве. По данным Минтруда и соцзащиты населения, на 1 ноября этого года на предприятиях страны пострадали 1100 человек, погиб­ли 175, что больше по сравнению с прошлым годом. Трагедии на производстве стали главным аргументом для усиления административной ответственности работодателей. В числе предложений - замена предупреждения на административный штраф за нарушение правил обеспечения безопасности и охраны труда, а также требований законодательства по проведению аттестации производственных объектов. В случае принятия поправок будут увеличиваться и размеры штрафов. Остается надеяться, что количество пострадавших и погибших на казахстанских предприятиях при этом будет сокращаться.

Алиса МАСАЛЁВА, Шымкент

Поделиться
Класснуть

Свежее