3092

Кары на наши головы

В Казахстане растёт количество электрокаров, но использовать их становится сложнее. Государство одной рукой благословляет развитие этого вида транспорта, а другой - вводит в отношении него запретительные меры

Кары на наши головы

Согласно данным Министерства внутренних дел, на данный момент в стране зарегистрировано более 7600 легковых автомобилей с электрическим двигателем. Тут больше всего впечатляет, что в сравнении с прошлым годом количество электрокаров выросло в 10 раз! Да и как же ему было не вырасти?

Логика экологии

Рост цен на бензин, газ и солярку - лишь один из аргументов в пользу популярности авто на электричестве. Есть еще и экологический фактор, а также общая мировая тенденция. Это четко понимается на уровне межгосударственных отношений. Поэтому недавно cовет Евразийской экономической комиссии продлил до конца 2025 года беспошлинный ввоз электромобилей в страны Евразийского экономического союза.

Еще раньше, в июле этого года, наше правительство утвердило “дорожную карту” по созданию необходимой инфраструктуры для электромобилей во всех крупных городах к 2029-му. В ней помимо прочего предусмот­рены мероприятия, “касающиеся установления нормативно-технических требований в части проектирования и обустройства необходимой инфраструктуры, определения потребности в зарядных станциях для электромобилей и мест их установки”.

В конце концов президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ во время августовского совещания по вопросам развития Алматы заявил о необходимости развивать инфраструктуру для электромобилей. Аким южной столицы Ерболат ДОСАЕВ тогда доложил, что до конца 2025 года планируется полностью перевести сферу общественного транспорта на экологический стандарт. Помимо этого рассматриваются возможности стимулирования спроса на приобретение электромобилей как раз таки путем развития необходимой инфраструктуры.

Перечисленные события, напомним, случились в течение нескольких последних месяцев и определенно должны окрылять граждан, желающих приобрести электрокар. Но дело в том, что еще раньше, в апреле, был соз­дан прецедент, перечеркивающий все эти мощные начинания.

Весной владельцы электрокаров в Алматы попытались согласовать вопрос установки зарядных устройств в паркингах. Вот ответ управления по чрезвычайным ситуациям Бостандыкского района от 27 апреля: “В боксах, паркингах, в помещениях, под навесами и на открытых площадках хранения транспорта не допускается подзарядка аккумуляторов непосредственно на транспорт­ных средствах, а также в неприспособленных для этих целей помещениях. Электромобили, оснащенные литийионными аккумуляторными батареями, также подпадают под действие указанного требования правил… в связи с чем подзарядка автомобилей в подземном паркинге не допускается”.

Фото Владимира ЗАИКИНА.

То есть, когда правительство принимало меры для развития инфраструктуры автомобилей, чиновники ЕАЭС продлевали их беспошлинный ввоз (в том числе и в нашу страну), а глава государства подтверждал необходимость всего этого - по факту уполномоченный орган констатировал невозможность развития той самой инфраструктуры.

В ноябре частный опыт Бостандыкского УЧС распространился на республику: Министерство по чрезвычайным ситуациям запретило заряжать электромобили в паркингах по причине пожаро­опасности этого процесса.

Спрашивается: а где тогда заряжать электрокары, которых в Казахстане становится все больше?

На зарядку становись!

- Я получил техусловия на подключение зарядки в мае-июне этого года, - рассказывает о своем опыте владелец электромобиля астанчанин Дархан ЕСТИЯР. - Тогда же я написал обращения и в Министерство по чрезвычайным ситуациям, и в Министерство экологии, и в комитет госимущества и приватизации Министерства финансов. Потому что все эти зарядные станции, по сути, муниципальные, принадлежащие бывшему “Оператору РОП”, который сейчас называется “Жасыл Даму” и которому принадлежит сто процентов участия в уставном капитале ТОО “Оператор ЭЗС”.

Согласно информации, представленной на официальном сайте данного товарищества, “Оператор ЭЗС” - первая казахстанская компания, создавшая сеть общественных электрозарядных станций (ЭЗС) для электромобилей. На сегодня у ТОО 51 станция в Астане и 52 - в Алматы. Партнерами по развитию сети являются ТРЦ, рестораны, отели, офисные центры, автозаправочные станции.

Однако, по словам Дархана, в настоящее время данные ЭЗС находятся в нерабочем состоянии. В октябре он написал письмо на имя главы государства, в котором указал, что этот простой может потенциально привести к деградации электрозаправок и потере их технических свойств. Это приведет к убыткам в сотни миллионов тенге, в том числе госсредств.

- Комитету госимущества я задал вопрос: как вы контролируете работу этих зарядных станций, ведь они, пусть и косвенно, но находятся на вашем балансе? - говорит Дархан. - Вразумительного ответа так и не поступило, к сожалению.

А ведь если бы имелась возможность заряжать свой кар в шаговой доступности от дома, то у 99 процентов автомобилистов отпала бы необходимость ставить зарядки в паркинге своего дома, уверяет он. Потому что ставить их не так-то просто и совсем недешево:

- Мне это обошлось почти в 400 тысяч тенге. Нужен хороший и, соответственно, дорогой медный кабель определенного сечения, хороший щиток, а еще нужен электрик, который все это качественно сделает.

Кроме того, вопрос установки обязательно нужно согласовывать с ОСИ. Дархан рассказывает, что не просто принес в жилконтору какие-то документы на согласование, а лично собирал подписи с жильцов.

- Если бы мне сказали, что нет технической возможности установить зарядную станцию, подключиться к сети, я бы не стал настаивать и закрыл вопрос, - признается автовладелец. - Но в ОСИ посмотрели характеристики внутрисетевого распределительного устройства паркинга и пришли к выводу, что вполне можно выделить 7 кВт мощности, необходимой для зарядки, - это даже немного. Полученные от ОСИ тех­условия я согласовал в АО “Астана-РЭК”, после чего мне сказали, что необходимо согласие жильцов. Четыре или пять дней я ходил по соседям, предварительно рассказав им обо всем в домовом чате. Никакого противодействия с их стороны не встретил. Из 211 квартир я собрал 135 подписей за и дальше просто не пошел, потому что этого уже было достаточно.

Затем ОСИ оформило акт раздела и был подписан договор с АО “Астанаэнергосбыт”. То есть зарядная станция Дархана не повисла где-то на шее у жилищного комплекса, а стала объектом, отдельным от общедомовых нужд - со своим опломбированным счетчиком и собственной квитанцией об оплате.

Великий секрет электричества

Получается, что нет никаких юридических препятствий для установки зарядных устройств в паркингах. Об этом же, кстати, говорится и в пояснении Министерства транспорта по поводу той самой “дорожной карты”: “Совместно с заинтересованными государственными органами прорабатывается вопрос адаптации текущего законодательства для оптимизации вопросов установки индивидуальных зарядных устройств в закрытых помещениях… в частности, существует ограничение в законодательстве в сфере обеспечения пожарной безопасности”.

Поэтому Дархан не согласен с формулировкой “МЧС запретило заряжать электромобили в паркингах”. По его мнению, такой зап­рет некорректен, так как данный вопрос не урегулирован действующим законодательством.

В своем запрете МЧС ссылается на подпункт 5 пункта 1080 правил пожарной безопасности. Но юридический запрет на зарядку батарей электрокара, которые являются его неотъемлемой частью и непосредственно связаны с приведением электрокара в движение, в данных правилах отсутствует.

Если же руководствоваться логикой министерства, то в таком случае все зарядные станции, в том числе установленные как за счет государства, так и за счет частных инвесторов, должны быть демонтированы, включая те, что обслуживают автобусные парки, где используются автобусы на электротяге (в том числе и купленные на государственные средства).

Более того, если же уполномоченный орган настораживает процесс заряда литийионных батарей, то, следуя логике, необходимо запретить заряжать мобильные телефоны в любых не приспособленных для такой зарядки местах, так как все мобильные телефоны работают от заряда, получаемого именно от литийионных батарей.

Все это Дархан Естияр объяс­нил в своем письме президенту. Но, видимо, сделал это слишком поздно, поскольку запрет на установку зарядок в паркингах все равно был введен.

- Правилами запрещается подзарядка аккумуляторов на автомобилях, но в данном случае мы говорим о тяговой батарее, - подчеркивает он. - У нее совсем другая степень защиты от возгорания.

Почему эта проблема вообще так обострилась - тоже непонятно. Судя по мировым сводкам, электрокары уж никак нельзя назвать техникой, склонной к воспламенению.

Конечно, признает Дархан, этот вопрос нужно урегулировать на законодательном уровне. Тут радует уже то, что наше МЧС направило запросы в Китай и Турцию для изучения практического опыта использования электрического транспорта, а также озаботилось установлением соответствующих требований в госнормативах.

Но пока все это не утряслось, заправляться владельцам экоавто приходится на частных зарядных станциях, как правило, расположенных близ дилерских центров компаний, продающих электрокары. О близости к ним при этом никакой речи идти не может.

Получается, что до экологически чистого транспорта нам пока что далеко в самом буквальном смысле.

Владислав ШПАКОВ, Астана

Поделиться
Класснуть

Свежее