1373

Вода, конечно, не святая, но...

На фоне скандала вокруг озера Караколь актаусцев заверяют, что вода в их квартиры и дома не попадет без предварительного кипячения

Вода, конечно,  не святая, но...

Уже более трех недель специалисты не могут справиться с мором лебедей на этом озере. Каждый день на побережье находят новые тушки птиц. Но теперь горожан волнуют не только причины массовой гибели лебедей, но и то, что озеро является водоемом ТОО “МАЭК”, который соприкасается с водозаборным каналом, обеспечивающим питьевой водой квартиры актаусцев.

Количество погибших птиц уже подходит к тысяче. Как отмечает руководитель Мангистауской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира Габбас ДОСАТОВ, обследование озера Караколь проводится ежедневно, составлены графики дежурств инспекторов территориальных инспекций и сотрудников заповедника.

Сейчас инспекторы ожидают результаты дополнительных исследований прибывших в регион орнитологов из Ассоциации сохранения биоразнообразия Казахстана. Напомним, результаты первичных исследований выявили, что лебеди умерли в результате заражения птичьим гриппом.

Параллельно экологи проверяют причастность отеля Rixos Wa­ter World Aktau к гибели лебедей на Караколе. Исполняющий обязанности руководителя регионального департамента экологии Магжан ГАЛИМОВ ­рассказал, что в начале января специалисты дополнительно провели мониторинг по факту утечки неизвестной жидкости из трубопровода, расположенного в районе гостиницы. 

Тогда было выявлено превышение загрязняющих веществ по водам, сбрасываемым в Караколь. На основании этих данных в отношении гостиницы назначена проверка.

Однако генеральный менеджер отеля Rixos Water World Aktau Серик ИСАГАЛИЕВ утверждает, что сбросы сточных вод гостиницы в озеро не могли привести к трагедии.

- Вся использованная вода сначала попадает в накопитель, где обрабатывается бактериями. На следующем этапе эта вода проходит через фильтрацию, через мембраны, а затем поступает в озеро Караколь. Весной и летом эту воду мы используем для полива зеленых насаждений на территории нашего отеля, - объясняет Серик Исагалиев.

Стоит отметить, когда разрабатывался проект отеля, в этом районе не было центральной канализационной системы, поэтому гостинице утвердили сброс воды прямо в Караколь.

Правда, теперь выясняется, что процедура утверждения была не бесспорной. На минувшей неделе появился пост бывшего руководителя управления комитета лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии и природных ресурсов, а ныне вице-президента республиканской ассоциации охотников “Табиғат” Айтуара ТУГАНБЕКОВА, который в то время выступал категорически против этого проекта.

“В 2020 году лично ко мне пришел документ “Оценка воздействия на окружающую среду”. Предполагалось, что Rixos берет воду из Каспийского моря и через определенные фильтры пропускает ее. Затем использует для своей деятельности, а потом ее же нужно куда-то сливать! Они предлагали сливать в озеро Караколь, которое находится через дорогу. И в этом проекте было указано, что там будет стоять какой-то суперский фильтр и в озеро будет сливаться чуть ли не святая вода.

Теперь выясняется, что отель Rixos Water World Aktau построили без центральной канализации.

На тот момент я сам не согласился и не одобрил этот проект, но затем Rixos подключил свои связи, и там было прямое поручение заместителя премьера и вице-министра, которые занимали тогда эти должности. Я лично не подписывал этот документ, но человек, находившийся на должности председателя лесного хозяйства и животного мира, подписал.

Как я и боялся, этот фильтр нормально не работает. Там было зафиксировано, что именно из отеля идет ужасное загрязнение озера. Нужно в целом эту отрицательную деятельность изучить и заставить их принять какие-то меры.

Лично я им предлагал тогда так: там через полтора или два километра находится отстойник, куда можно сливать такую воду. Предлагал проложить туда хотя бы пластиковые трубы. Но для них это было дорого, там уже планировалось через месяц или полтора открытие. Они надавили. Мое вышестоящее руководство пошло навстречу. Вот имеем то, что имеем”, - написал на своей странице в социальных сетях Айтуар Туганбеков.

Пока специалисты проводят исследования и выдают предварительные соображения по поводу трагедии, местные биологи и экологи тоже не отмалчиваются. Так, заместитель председателя координационного комитета Рамсарской региональной инициативы Центральной Азии Адильбек КОЗЫБАКОВ также отобрал пробы сточных вод, которые попадают в озеро.

- Мы на днях ожидаем результаты, но независимо от них надо полностью запретить сброс сточных вод. А для этого необходимо повысить статус озера Караколь. Сейчас оно имеет статус заказника, но, как оказалось, это не обеспечивает озеру должную охрану. А если сделать, к примеру, резерват или природный парк, то там уже будут круглосуточная охрана и более жесткие условия.

Между тем увязать сброс сточных вод и гибель лебедей очень сложно. Прямой связи я пока не вижу. Причина - в вирусе птичьего гриппа, который есть практически у всех птиц. Лебедь-шипун, прилетающий в наши края, очень восприимчив к птичьему гриппу. Особенно молодая птица, у которой не сформирован иммунитет. Мы наблюдали, когда на несколько дней обледенело побережье озера, соответственно, птицам стало труднее добывать корм, - рассказывает об исследованиях Адильбек Козыбаков.

Как видим, мнение экологов и биологов не сильно разделилось в плане того, что нужно ждать результаты экспертиз. Но что касается причин массового заболевания птиц, то некоторые специалисты предполагают, что постоянный сброс сточных вод мог нарушить экосистему озера и уменьшить кормовую базу птиц.

Мы уже отмечали, что основным природопользователем озера является опреснительный завод энергокомбината ТОО “МАЭК”. Этот водоем был создан искусственно еще в конце 60-х годов прошлого века.

С начала вспышки птичьего гриппа на озере администрация ТОО “МАЭК” не сделала ни одного заявления, хотя у предприятия есть свои штатные экологи. В результате информационного вакуума по городу поползли слухи. Горожане опасаются, что вода из озера Караколь может попасть в водозаборный канал предприятия, а оттуда - прямиком в водопровод. Однако на энергокомбинате развеяли опасения горожан.

- Морскую воду мы берем из водозаборного канала, после чего она проходит через несколько технологических этапов, включая кипячение. Подается вода уже

питьевой в квартиры жителей региона после взятия всех необходимых анализов. Поэтому исключено попадание каких-либо вирусов в питьевую воду, произведенную на нашем предприятии, - рассказали в пресс-службе ТОО “МАЭК”.

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, Актау

Поделиться
Класснуть

Свежее