2956

Дорожка завела в тупик

В Актобе велодорожка стоимостью 1,3 миллиарда тенге признана незаконной

Дорожка завела в тупик
Куда ты, дорожка, бюджет завела?

Необходимость в ее строительстве возникла еще в 2018 году, в бытность прежнего акима области Бердибека САПАРБАЕВА. Тогда ее длина должна была составлять не более 36 километров на сумму 528 миллионов тенге. Особых противников этой идеи в обществе не было, но до реализации дело так и не дошло (см. “Требуют душа и тело”, “Время” от 21.6.2021 г.).

Воплотить проект взялся новый глава региона Ондасын УРАЗАЛИН. При нем длина велодорожки должна была быть уже 52 километра, а бюджет вырос до 1,3 миллиарда тенге. Тогда Уразалин, словно опережая все сомнения особо пытливых горожан, публично заявил:

- Проблемы есть не только в 12 районах, но и в самом Актобе. Однако они решаемы. Мы не считаем это расточительством. Многие люди, в том числе взрослые, занимаются спортом. Проект поддерживают и жители.

На тот момент аким Актобе Асхат ШАХАРОВ, в прошлом спорт­смен, также горячо поддержал своего шефа. Проект велодорожки он назвал заботой о местных жителях. Город, по его мнению, должен развиваться во всех направлениях.

- Как создадим условия, многие горожане пересядут на велосипеды, - был уверен Асхат Берлешевич.

Сразу после этого были проведены госзакупки. Их выиграла алматинская фирма Global Construction Development. Но не успела компания приступить к “обустройству велодорожки” - именно так назывался лот во время конкурса, как тут же поднялся шум.

Во-первых, общественники никак не могли понять, как вело­дорожку длиной 52 километра строят без проектно-сметной документации?! Во-вторых, часть объекта, не успели ее ввести, тут же пошла трещинами, сколами и неровностями, в которых собиралась вода. В-третьих, ветку активисты посчитали уж слишком узкой - два велосипедиста разъезжались на ней с трудом. В-четвертых, где-то дорожка обрывалась и начиналась с противоположной стороны улицы. В-пятых, через некоторое время после строительства ширину полутораметровой дорожки решили сузить на 30 сантиметров (см. “Уже, но длиннее”, “Время” от 3.4.2023 г.).

Власти и подрядчики пытались заверить горожан, что переживать не стоит: мол, некоторые участки еще не приняты в эксплуатацию и субподрядчик - компания “Trade Stone” - должен их переделать.

Субподрядчик, в свою очередь, презентовал новую технику - высокопроизводительный бетоно­укладчик. Для пущей убедительности в соцсетях запустили едущего по дорожке на велосипеде тогдашнего акима Актобе Асхата Шахарова. Это действо, похоже, должно было убедить актюбинцев в том, что все под контролем.

Увы, спустя непродолжительное время оказалось, что народные сомнения насчет качества велодорожки появились не на пустом месте. В конце прошлого года в антикор пожаловался местный велоактивист Юрий КУЛИКОВ. Он попросил обратить внимание борцов с коррупцией на скандальный проект. Там общественника игнорировать не стали, и совсем скоро к делу подключился департамент госаудита (см. “Мимика посла и холод в отношениях”, “Время” от 1.11.2023 г.).

Дальнейшие разбирательства продолжились в специализированном экономическом суде. Департамент госаудита просил Фемиду признать недействительными договор и пять дополнительных соглашений по велодорожке. Эти документы были составлены между городским отделом ЖКХ и Global Construction Development, которые в суде выступили в качестве ответчиков.

Зря они пытались убедить суд, что по закону наличие проектно-сметной документации не требуется для такого вида работ. Эти доводы в экономсуде посчитали неубедительными.

Дело в том, что по закону “Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК” строительство, реконструкция, реставрация, расширение, техническое перевооружение, модернизация и капитальный ремонт объектов осуществляются на основании ПСД. То же самое касается и прокладки коммуникаций, инженерной подготовки территории, благоустройства и озеленения.

При этом строительство допускается без ПСД либо по упрощенным эскизным проектам. Но только в тех случаях, когда строится дом не выше двух этажей, рыбоводный пруд или бассейн, быстровозводимый объект при ЧС и еще 18 видов объектов. Но велодорожки в этом длинном списке нет.

Более того, заинтересованными ведомствами была обследована велодорожка по проспекту 312-й стрелковой дивизии. В итоге специалисты признали, что некачественное выполнение строительно-монтажных работ наносит ущерб правам и законным интересам общества. Помимо этого на велодорожке были обнаружены сколы и трещины, которые не отвечают требованиям безопасности дорожного движения и представляют опасность здоровью и жизни людей.

В итоге суд признал недействительными основной договор и пять дополнительных соглашений к нему, составленных между отделом ЖКХ и подрядчиком на обустройство велодорожек.

Как выяснилось, из 1,3 миллиарда тенге Global Construction Development успел получить 665 миллионов тенге. Что будет со сколами, трещинами и неровностями на велодорожке, пока неизвестно. Возникает вопрос: что будет с дальнейшим строительством и узаконят ли власти то, что уже получили в качестве велодорожки?

Акмарал МАЙКОЗОВА, Актобе

Поделиться
Класснуть