1925

Был пай, да весь вышел

Жители Западно-Казахстанской области требуют восстановить их права на земельные паи, полученные почти 30 лет назад

Был пай,  да весь вышел

Люди утверждают, что местные власти обманули их, пользуясь неосведомленностью и незнанием законов. Сотни обманутых сельчан и тысячи гектаров земель, ушедших частникам на непонятных основаниях, - такова сейчас ситуация с земельными наделами.

В Западно-Казахстанской области этот вопрос подняли жители района Байтерек.

- Мы разбирали бумаги и нашли документ, который дает нам право на получение 100 гектаров земель, - говорит бывшая жительница поселка Погодаево Татьяна СТАРИЧЕНКОВА. - Я стала интересоваться, где эта земля и как я могу ею воспользоваться. Сделала ряд запросов в компетентные органы. Ответы получила противоречивые. Единственное, что из них понятно: мы оказались заложниками бюрократии и нечистоплотности чиновников.

Андрей и Татьяна СТАРИЧЕНКОВЫ.

Речь идет о земельных паях, которые сельчане получали при делении колхозных и совхозных территорий. Тогда, в 1990-х, никто толком не знал, каким образом земля и коллективное имущество будут поделены между людьми. Начиная с 1995 года всем сельским жителям стали выдавать документы, дающие право собственности на землю. А тем, кто был занят непосредственно на сельскохозяйственных работах, кроме земельных паев полагались еще и имущественные права. Их обеспечивали сельхозтехникой, строениями и другими сельскохозяйственными активами.

Что касается земли, то бывшие колхозники, получив бумаги с солидными названиями типа “Государственный акт на право пожизненно наследуемого владения землей”, обрадовались и успокоились. И, как выяснилось, совершенно напрасно. Ибо иметь такой акт - это была даже не половина дела, а лишь начальная стадия.

- Человек, получивший свидетельство о правах на землю, должен был создать свое крестьян­ское хозяйство (КХ) либо кооператив. В общем, пройти перерегистрацию и получить эту самую землю, - объясняет главный специалист отдела земельных отношений района Байтерек Алихан ДЖАРЫЛГАСОВ. - Возможно, было проведено собрание, но информация до некоторых не дошла. Каждый человек, владеющий свидетельством о праве владения, должен был привести в порядок свои документы до 1 января 2005 года.

Алихан ДЖАРЫЛГАСОВ.

После этой даты земли, не оформленные надлежащим образом, должны были перейти в пользу государства, и в дальнейшем оно могло распоряжаться ими по собственному усмотрению. Что и произошло в реальности.

Забрав наделы у людей, которые об этом даже не подозревали, чиновники разными способами раздали их частникам. В лучшем случае на них сейчас работают крестьянские хозяйства, в худшем - местные толстосумы держат земли в своих руках как стабильно растущий в цене актив. Однако западноказахстанские активисты нашли в этой ситуации маленькую, но очень важную нестыковку.

- Да, мы не оформили в свое время участки должным образом, - говорит Андрей СТАРИЧЕНКОВ. - Почему это произошло - вопрос отдельный, который пока остается только на совести чиновников и близких к ним людей. Но согласно Земельному кодексу, прежде чем изымать у нас паи, нас должны были за год уведомить об этом. Однако никто из нас никаких уведомлений не получал. Более того, мы делали запрос в акимат Байтерекского района, чтобы они предоставили копии актов изъятия. Мне сообщили, что такие документы отсутствуют. Куда эта земля делась? Хорошо, я потерял право на свою землю. Но на каком основании это право получил другой человек и по какому праву он сейчас пользуется ею? 

Этот вопрос сельчане задали специалисту земельного отдела. Чиновник на это лишь развел руками, посетовав, что он в то время не работал и не может отвечать за ситуацию, созданную другими людьми.

Гражданский активист Максут НАСИБУЛОВ рассказал, что он уже несколько лет занимается земельными вопросами бывших работников колхозов и совхозов. Ситуация во всех регионах примерно одинаковая. Конечно, есть сельчане, которые вовремя все оформили и сейчас либо трудятся на своей земле, либо получают дивиденды со своих паев. Однако таких счастливчиков ничтожно мало.

Максут НАСИБУЛОВ

- Я на своем опыте условно делю пайщиков на семь категорий, - поясняет Насибулов. - Есть те, кто потерял свои земельные доли. Те, кто не получает или недополучает дивиденды со своих паев. Кто-то не может выйти из состава ТОО для образования своего КХ, у кого-то право на земли без их согласия заложено в банке.

По словам общественника, бывают ситуации, когда право на землю переходит вообще третьим лицам. Например, те, кто заложил земли под кредит, не выполнял свои обязательства, и банки через аукцион продали их участки.

- Приходит такой третий человек, которого вы знать не знаете, и ведет на вашей земле хозяйство, - продолжает Максут. - Естественно, он никому не обязан выплачивать никакие дивиденды. Кроме того, есть люди, которые не могут оформить паи по наследству, так как в ТОО, где находятся эти наделы, им просто не выдают правоустанавливающие документы. А также те, кто вышли из ТОО и не могут зарегистрировать земли.

Согласно законодательству при изъятии земельных паев преду­смотрена конкретная процедура. Землю могут забрать в случае, если человек покидает страну и отказывается от гражданства, во всех остальных ситуациях ее могут забрать только через суд.

Акты на землю.

- Если этого сделано не было, а у нас все обстоит именно так, человек остается правообладателем этих условных земельных долей, - уверен Максут Насибулов. - Чтобы реально оценить проблему, мы объехали 120 сел. В Акмолинской и Северо-Казахстанской областях есть около десятка поселков, которые вышли из ТОО и либо обрабатывают землю сами, либо передают ее добросовестным хозяевам, которые справедливо относятся к пайщикам как к правообладателям земли. Но в подавляющем большинстве сельских населенных пунктов люди остаются не у дел.

В каждом таком случае приходится разбираться отдельно. И дела всегда идут со скрипом. Причин тому несколько, так как подавляющее большинство операций с землей происходило больше двадцати лет назад, многие документы переданы в архив или их просто не существует. Чиновники, по халатности которых возникли эти спорные ситуации, давно и неоднократно поменяли места работы.

А самое главное - во многих случаях земля, которая должна принадлежать крестьянам, давно прибрана к рукам совсем непростыми и небедными людьми. И связываться с ними чиновникам на местах совсем не хочется.

В частности, район Байтерек - один из самых живописных в области. Там много зелени и водо­емов. Понятно, что эти земли, особенно в условиях опустынивания, становятся все более и более привлекательными. Сельчане, которые являются владельцами госактов, подозревают, и не без оснований, что земли были переданы сегодняшним ТОО по негласному договору с местными исполнительными органами еще в 2000-х годах. Но проверить это сейчас практически невозможно.

Собравшись за круглым столом, сельчане решили добиваться реализации своих прав на землю. Они готовят письма в прокуратуру, мажилис и правительство. Учитывая, что эта проблема актуальна для всей страны, люди надеются: чиновники обратят на это внимание и земли, отнятые у них без законных оснований, будут возвращены если не им, то хотя бы государству.

Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора и с сайта kt.kz, Уральск

Поделиться
Класснуть