4759

Водный приговор: почему под Астаной то сушь, то потоп

Расположенные близ Астаны поселки, которые летом изнывали от засухи, сейчас оказались перед перспективой затопления. Причем у двух этих бед один ответ, но чиновники его игнорируют.

Водный приговор: почему под Астаной то сушь, то потоп

Слив не засчитан

Складывается впечатление, что в плане обеспеченности водными ресурсами столица не знает никакой золотой середины. Если здесь жарко, то из кранов едва каплет, но чуть пройдет дождик или стает снег - и улицы сразу же уходят на дно. Естественно, к городской администрации по двум этим поводам постоянно возникают вопросы. Во время недавней встречи с жителями Сарыаркинского района аким Астаны Женис КАСЫМБЕК пообещал:

- Не должны поплыть этой вес­ной. Мы активно работу проводим. У нас есть исторически сложные участки, которые находятся между Ишимом и Нурой, например Ильинка. Мы ежедневно эти вопросы прорабатываем вместе с МЧС.

К сожалению, оптимизм градоначальника разделяют далеко не все. Более того, есть опасение: дабы столица не поплыла, в жерт­ву стихии будут принесены некоторые ближайшие населенные пункты, которым не повезло находиться на тех самых исторически сложных участках.

Еще в первых числах января жители микрорайонов “Интернациональный”, “Достык”, “Мичурино” и “Куйгенжар”, входящих в территориально-административную зону Алматинского района Астаны, адресовали Женису Касымбеку письмо, в котором подробно рассказали о состоянии Ишима, протекающего через эти микрорайоны на протяжении 20 километров.

По их словам, за последние три года уровень воды в реке упал на полтора-два метра. На территориях перечисленных микрорайонов она практически превратилась в болото. Причиной тому стало отсутствие сбросов воды из Астанинского водохранилища в течение нескольких последних лет.

Население там получает воду закрытым способом из скважин, которые сообщаются с руслом реки, но из-за обмеления Ишима летом 2023 года скважины опустели. С другой стороны, обмеление и зарастание русла создает угрозу затора при паводке, что может привести к подтоплению района.

По словам местных активистов, такое письмо на имя Касымбека им посоветовал написать министр водных ресурсов и ирригации Нуржан НУРЖИГИТОВ, когда они обратились к нему со своей проблемой минувшей осенью. Подписались под этим посланием более 400 человек. Аким же отправил гулять его по нижестоящим инстанциям, и в итоге оно оказалось почему-то в отделе управления отходами, но даже оттуда на него не ответили.

Недавно активисты снова пришли в водоохранное ведомство, Вице-министр Нурлан АЛДАМЖАРОВ сказал, что не может дать поручение акиму столицы на разработку проектно-сметной документации по расчистке русла. Письмо он велел передать заместителю председателя комитета водного хозяйства Максату АЯШЕВУ.

- Честно скажу, после этой встречи появилось чувство, что всякая борьба с нашими чиновниками за реку бесполезна, - сокрушается активистка из “Интернационального” Аля ЗАРКЕШЕВА.

 - Просто руки опус­тились… Только когда я начала говорить, что они уничтожают своим бездействием нашу природу, национальное достояние, Алдамжаров заломил руки и выдохнул: “Ну не могу я вам дать воду. Не могу. Пока водохранилище не наполнится в достаточной степени, попусков воды не будет”.

Фото с сайта inbusiness.kz

Крайне сомнительно, что в ближайшие годы в водохранилище будет излишек воды, считает Аля. Дело в том, что оно недобирает проектного объема из-за донных иловых отложений, то есть выглядит большим, но на самом деле мелковато.

Отчего у вас в посёлке начался переполох?

В конце лета Министерство водных ресурсов отчиталось, что работы по очистке дна водохранилища начались. Об это написали многие СМИ. Однако депутат Аршалынского районного мас­лихата Динара БАРБАСОВА сделала запрос в Минфин и выяснила, что финансирование этих работ не утвердили, так как заявка была составлена неправильно. То есть еще даже конкурс на работы не объявили, а чиновники уже рапортовали, что приступили к очистке.

Между тем именно в Аршалынском районе ситуация сложилась критическая. Он расположен между Астаной и водохранилищем, но с некоторых пор его как бы нет в системе водоснабжения столицы. Без попусков воды текущий по территории района Ишим умирает. Но весной он может ненадолго воскреснуть и отомстить - правда, не тем, кому надо.

- В минувшем декабре снег выпал только после сильных морозов, и земля успела промерзнуть, - рассказывает Динара Барбасова. - Теперь при таянии вся эта вода не сможет уходить в грунт. В последнем ответе Министерства водных ресурсов на наш запрос говорится, что по результатам паводков будет пересмотрен режим работы водохранилища. Чтобы не затопило столицу, закроют Астанинский контррегулятор, но откроют шлюз на водохранилище. Между двумя этими объектами расположены поселки, включая наш.

- Нам официально сообщили, что есть угроза разлива реки, - говорит активистка из поселка Жибек Жолы Самал КИМ. 

- В 2017 году был большой потоп, когда сделали сброс с водо­хранилища и при этом удержали воду на контррегуляторе, чтобы не затопить Астану. Поэтому затопило нас прямо посреди ночи. На лошадях спасали людей из домов.

С того времени из-за зарастания русла проблема только усугубилась, утверждает Самал. Затор там теперь постоянный. Как сдерживать воду в случае разлива - непонятно. Вместо комплексного подхода к решению этой проблемы местные жители наблюдают ежегодную мышиную возню: берега кое-как укрепляются грунтом, который легко смоет при сбросе воды, а МЧС привозит мешки с песком, более всего пригодные лишь на то, чтобы быть фоном для чиновников, приезжающих с инспекцией в сопровож­дении телекамер.

- Сейчас акиматы как могут вывозят снег, но его очень много, - вздыхает Барбасова. - МЧС же опять набивает мешки песком. В 2017 году эти мешки не спасли… Но ведь можно было бы расчистить русло и построить дамбу один раз и навсегда!

По ее словам, сейчас проект очистки русла реки находится на государственной экспертизе. Рассмотреть его должны до 14 марта. При наилучшем исходе, то есть если заключение экспертизы будет положительным, в Минфин направят бюджетную заявку о финансировании проекта. Опять-таки, если там без проволочек выделят средства, управление природных ресурсов Акмолинской области объявит конкурс на определение подрядчика работ. Согласно закону о госзакупках эта процедура длится 40 дней. И если все пройдет четко и спокойно, без обжалований результатов конкурса, то в июне-июле работы могут начаться.

- Эту войну мы ведем с 2021-го, - замечает депутат маслихата. - Изначально нас включили в план на 2027-2028 годы, и нам с большим трудом удалось убедить чиновников, что рекой надо заниматься прямо сейчас, поскольку через три года ситуация будет гораздо хуже, сегодняшний проект будет неактуальным, к тому же его стоимость увеличится и в итоге он уйдет в долгострой.

Питьевая тревога

- Если для поселка Жибек Жолы хоть что-то сдвинулось с мертвой точки лишь сейчас, то обратит ли кто-то внимание на наш отрезок реки? - задается вопросом Аля Заркешева. - Мы ведь особой роли для Астаны не играем. А самое главное, что чиновники не выдвигают никаких идей относительно того, как сократить расход питьевой воды столицей. Алдамжаров сказал, что вот, мол, мы подняли тарифы, чтобы люди начали экономить воду. И это единственная идея с их стороны!

Проблема ведь не только в том, что из-за заросшего русла паводком может подтопить какие-то населенные пункты, хотя уже одно это должно стать для чиновников руководством к действию. Тут есть и другие грани.

Недавно премьер-министр Олжас БЕКТЕНОВ признал, что вопрос создания продовольственного пояса вокруг Астаны до сих пор не решен. Но как же его решать, если погибает главная водная артерия региона? Не то что в непосредственной близости от столицы, а на ее собственных окраинах высыхают приусадебные участки.

На реке практически исчез рыбный промысел, который для селян всегда был хорошим подспорьем. Не стало рекреационной зоны, хотя бы отчасти разгружавшей переполненный Бурабай. В конце концов, открывается окно для суховеев с юго-востока, и оно год от года будет становиться все шире.

- Сколько мы ни разговаривали с чиновниками, они в итоге начинают талдычить одно и то же: “Нам нужно напоить столицу!”, - говорит Аля. - Понятно, что Астане нужна вода. Но почему для решения этой задачи пошли по самому примитивному пути, отбирая воду у других? Перестали делать сбросы из водохранилища, и без воды остались поселки, расположенные вдоль Ишима. Теперь через канал имени Сатпаева в Астану будут качать воду из Иртыша. Ну выпьем мы Иртыш лет через десять, а что потом?

Владислав ШПАКОВ, Астана

Поделиться
Класснуть