1631

Кладбище металлолома

Что делать с обнажившимися кораблями, когда-то затонувшими в Каспии

Кладбище металлолома

В то время когда полстраны топит, стремительно мелеет Каспийское море. В Тупкараганском заливе из-за падения уровня воды появились остовы десятков затонувших судов. Этот район поделен на зоны, из которых несколько считаются самыми опасными для современных судов и им приходится обходить их за несколько километров. А вот на побережье, где сейчас появились корабли из-за отхода воды, опасности для судоходства нет. Однако убрать эти суда и вывезти - огромная проблема. Как заявляют власти, в любой момент может объявиться владелец и предъявить свои права на судно. А с другой стороны, найти владельцев тоже затруднительно, потому что в этом случае утилизация корабля будет за их счет, а это очень затратное и неприбыльное занятие.

Кладбище затонувших кораб­лей на побережье Тупкараганского залива существует уже более 40 лет. Именно здесь покоятся суда, у которых нет владельцев. Как отмечает руководитель некоммерческого объединения юридических лиц “Ассоциация предпринимателей морского транспорта” Куаныш ЕСЕТОВ, проработавший до этого более 20 лет в нацкомпании “Казмортрансфлот” (КМТФ), сегодня на пути следования судов все затонувшие ранее корабли обозначены навигационными знаками.

- По пути следования в Кашаган или Астрахань все суда давно обозначили. Поднимать их никто не будет, так как отсутствует экономическая целесообразность. Другое дело, если море будет и дальше мелеть, то это может стать преградой для судоходства. У нас по пути следования есть один участок, так называемая седловина, по которой вскоре уже не смогут проходить наши суда. Вот это огромная проблема, которая решится только при дноуглубительных работах. Что касается затонувших кораблей ближе к побережью, то их много сейчас в бухтах, и с этим, к сожалению, ничего не поделаешь, так как очищать дно от них очень затратное и неприбыльное занятие. Тот же причал в бухте Баутино испытывает трудности от этой проблемы. Если у этих затонувших судов установлены владельцы, то почему государственные структуры не заставляют их убирать, тоже непонятно. Недавно заявляли, что будет создан институт Каспийского моря. Возможно, именно это учреждение займется наконец-то решением этой проблемы, - говорит Куаныш Есетов.

В регионе были случаи, когда государство участвовало в поднятии затонувших судов, так как они могли нанести огромный экологический ущерб. Из последних случаев можно вспомнить азербайджанское промыслово-транспортное судно “Саринский рыбак”, которое затонуло на входе в Урало-Каспийский канал в ноябре 2001 года, и российский танкер “Аракс”, севший на мель недалеко от села Курык в 2017-м. Первое утилизировали в 2015 году, работы обошлись бюджету в 305 млн тенге. “Аракс” очистили от нефтеотходов и пустили на металлолом в 2018 году, из областного бюджета тогда было выделено 39 млн тенге.

Юристы недоумевают по поводу складывающейся ситуации, так как проблему со всеми затонувшими кораблями власти могли решить еще несколько лет назад.

- В марте 2021 года глава государства подписал закон “О ратификации Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года”. Согласно ему зарегистрированный собственник судна валовой вместимостью 300 тонн и более, плавающего под флагом государства-участника, должен для покрытия своей ответственности на основании конвенции осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение. В конвенции разъяснены обязанности зарегистрированного собственника затонувшего судна удалить его, в случае если оно представляет опасность.

При этом при определении опасности принимаются во внимание такие факторы, как размеры и конструкция затонувшего судна, глубина воды в данном районе, и другие. Удаление затонувшего имущества осуществляется за счет собственника имущества. Вместе с тем в силу закона о торговом мореплавании морская администрация порта имеет право удалить затонувшее имущество в случаях, если его собственник не установлен в течение одного года. На данный момент все суда, заходящие в территориальные воды Казахстана, обязаны иметь на борту свидетельство о страховании или ином финансовом обеспечении ответственности на такие случаи, - разъясняет адвокат Айбек СУЮНДУКОВ.

Правда, все это касается нынешнего судоходства, а сейчас на побережье Тупкараганского залива обнажились суда, которые затонули здесь 30-40 лет назад.

Между тем не решаемая десятилетиями проблема с кладбищем затонувших кораблей вблизи побережья может наконец-то разрешиться в ближайшее время. Этому способствует недавно вышедшее постановление правительства об изменении границ Мангистау­ской области. Руководитель регионального управления природных ресурсов и регулирования природопользования Асель БАЛМАНОВА говорит, что границы изменились путем включения территории между границей области и исходной линией акватории Каспийского моря.

- Как только постановление пройдет все согласовательные процедуры с государственными органами, мы сможем эти кораб­ли принять как бесхозные. Скорее всего, это будут районные акиматы. Затем согласно действующему законодательству через суд будем признавать их бесхозными, проведем оценочные работы и выставим на аукцион. Это очень долгий процесс. В любом случае будет создаваться комиссия для решения этой проблемы. К этой работе будут подключены экологи, специалисты, которые оценят историческую ценность каждого судна. Более того, привлечем обязательно и сотрудников ЧС, так как среди затонувших могут оказаться корабли со времен Великой Отечественной войны, - рассказала Асель Балманова.

Специалисты археологии предлагают отнестись к утилизации затонувших судов с большой осторожностью. В свое время на дне Тупкараганского залива водолазы обнаруживали суда конца XIX - начала XX века. Известный в регионе археолог Андрей АСТАФЬЕВ говорит, что, возможно, на дне есть суда и более раннего времени.

- В течение последних трех лет ЮНЕСКО пытается запустить один очень интересный проект - новую номинацию по Великому шелковому пути, связанную с Волго-Кас­пийским торговым коридором, в которой будут участвовать все пять прикаспийских стран. В рамках этого проекта ставится вопрос о существовании подводной археологии на Каспийском море. А изучать действительно есть что, судя по архивным данным. В годы своего юношества в районе мыса Мелового я находил обломки глиняной посуды XIV-XV веков, причем в очень большом количестве. Позднее стало ясно, что это груз торгового судна. Но до сих пор остается загадкой, откуда это судно сюда занесло, - говорит Андрей Астафьев.

Еще одно подтверждение того, что некоторые суда могут представлять историческую ценность, - факт нахождения в 80-х годах прошлого века в районе поселка Умирзак груды медных слитков в море. А несколько лет назад Андрей Астафьев нашел аналогичные слитки уже в районе Теплого пляжа рядом с водозаборным каналом МАЭК.

- Я нашел около 30 медных и оловянных слитков во время ловли раков на глубине одного метра. Сейчас это место оголилось и можно приступить к изучению этой территории, так как до конца никто не знает, что может хранить Каспий, - добавляет Анд­рей Астафьев.

Тем временем, пока эта проблема решается, предприимчивые дельцы стали организовывать туристические туры на эти суда без наличия каких-либо разрешительных документов и без гарантии безопасности туристов.

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, Актау

Поделиться
Класснуть