2401

Без оплаты далеко не уедешь

Половина автомобилистов, проезжающих по Большой Алматинской кольцевой автодороге, не платят за проезд, но их все равно заставят это сделать, а еще им начнут приходить квитанции о штрафах.

Без оплаты далеко  не уедешь

Как вообще функционирует эта трасса, нашей газете рассказала специалист по связям с общественностью ТОО “БАКАД Инвестиции и Операции” Екатерина ЖИРОВА.

- Перед открытием БАКАД специалисты заявляли, что предполагаемый пассажиропоток будет более 40 тысяч автомобилей в сутки. Прогноз оправдался?

- БАКАД открыли 16 июня 2023 года, первый месяц проезд был бесплатным. Тогда интенсивность движения составляла 38 000 автомобилей в сутки, трафик стремительно рос. Сейчас средний суточный поток - 46 000 транспортных средств (в некоторые дни - более 50 000). Он оказался выше, чем ожидалось. 88 процентов машин, проезжающих по БАКАД, - легковой транспорт, 12 - грузовой. Подавляющее большинство, порядка 99 процентов автомобилей, местные. Машин с иностранными номерами чуть более одного процента.

- Говорили, что за счет оплаты проезда по автодороге в бюджет будет поступать примерно пять миллиардов тенге в год. Судя по трафику, денег даже больше, чем ожидали?

- Мы знаем количество средств, которые поступают за пользование БАКАД, но это конфиденциальная информация. Мы не вправе раскрывать ее без согласия концедента (Министерства транспорта. БАКАД построили за счет частных инвестиций по договору концессии между государством и группой иностранных компаний. - О. А.). Все деньги автоматически поступают в республиканский бюджет. Машина проехала, владелец оплатил проезд, мы получаем эти средства и по договору в течение дня без каких-либо вычетов переводим государству.

Мы два раза в год получаем из бюджета определенную выплату, зафиксированную в договоре концессии. Таким образом, происходит возмещение инвестиционных затрат. Эти суммы будут перечисляться в течение 16 лет, они не зависят от интенсивности движения по БАКАД. Даже если трафик значительно вырастет, это никак не повлияет на финансовые взаимоотношения компаний, управляющих Большой Алматинской кольцевой автодорогой, и государства.

- Вы можете назвать размер выплаты, которую ТОО “БАКАД Инвестиции и Операции” получает из бюджета?

- К сожалению, нет. Это тоже конфиденциальная информация.

- Вы анализировали: действительно ли БАКАД разгрузил трафик в Алматы?

- Перед нами стоит три задачи: сбор платы за проезд по БАКАД, ее эксплуатация и содержание. Задачу анализировать, стало ли меньше машин заезжать в Алматы, перед нами не ставили. Мы знаем, что в день по дороге проезжает 46 000 машин в среднем, насколько серьезно они влияют на обстановку на дорогах города, сказать трудно.

- Сколько абонементов, дающих право льготного проезда, оформили за это время?

- 8759 абонементов: из них 6130 годовые, остальные - на один месяц. Их по-прежнему могут оформить жители поселков, прилегающих к БАКАД в Карасайском, Илийском и Талгарском районах Алматинской области.

- Как часто люди не платят за пользование дорогой?

- Чуть меньше половины автомобилистов не вносит оплату за проезд по БАКАД. Вы знаете, что на этой автомагистрали не установлены шлагбаумы, по ней можно проезжать беспрепятственно. И по правилам оплату можно произвести в течение семи дней с момента заезда на БАКАД. Один раз не заплатил, второй - уведомление о задолженности не приходит, кто-то решил этим воспользоваться.

Министерство транспорта с нашей поддержкой технически и структурно прорабатывало вопрос взимания задолженности с неплательщиков. Недавно мы закончили интеграцию нашей информационной системы с системой национальной компании “КазАвтоЖол”. Мы видим, что человек проехал по БАКАД, но не имеем доступа к его персональным данным и тем более не можем накладывать штрафные санкции, это не в нашей компетенции. Теперь этим начнут заниматься уполномоченные органы.

С 1 апреля мы запустили сервис: у людей, которые ранее пользовались БАКАД, но не платили за проезд, появилась возможность проверить задолженность и погасить ее через мобильное приложение Kaspi. Им нужно произвести оплату за проезд в течение семи дней, в противном случае сумма перейдет в категорию задолженности, тогда придется платить больше (штраф не отменяет оплату долга за проезд по автомагистрали - О. А.). Такой же подход мы проработаем с другими популярными банками.

Кроме этого мы синхронизируем свои базы и системы таможенных органов, чтобы они могли проверять на границе, нет ли долгов за проезд по платным дорогам у иностранных транспортных средств, которые пересекают границу Казахстана.

- Когда шло строительство БАКАД, были жалобы от жителей поселков, которые дорога разделила на две части, или тех, где не сделали съезды на автомагистраль. Вы решили этот вопрос? Или, может быть, планируете что-то сделать/переделать?

- БАКАД - это проект, о котором говорили с 2006 года. Люди, понимая, что в этом районе появится дорога, покупали землю неподалеку и строили дома. Поселки выросли на тех участках, на которых изначально жилья не было, где-то формально его не было и на момент, когда мы начали строительство. Когда стороны подписывали договор концессии, уже была определена трассировка дороги, отклоняться от нее мы не могли.

Во многом поэтому и появились районы жилых массивов и территории, на которых развивался бизнес, где с началом строительства дороги возникли проблемы. Мы и представители местных исполнительных органов встречались с жителями, по мере возможности старались их решить. Добавили путепроводы, надземные пешеходные переходы, организовали альтернативные выезды.

С момента, как БАКАД начала работать, к нам поступила единственная жалоба. Написал ее человек, который под завершение строительства купил участок земли недалеко от автодороги, планировал организовать на нем бизнес и сейчас обнаружил, что участок отрезан от автодороги. От жителей поселков жалоб нет.

Мы тоже сталкиваемся с проблемами: люди режут сетки, которыми огорожена дорога, выходят на трассу, чтобы остановить такси. Перебегают дорогу, выбрасывают мусор, выезжают на БАКАД на мопедах, что запрещено. Мы контролируем все в режиме реального времени и стараемся свести такие факты к минимуму.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть