2085

В режиме ожидания

Если не принять срочных мер, в Северном Казахстане могут в любой момент прийти в негодность две стратегически важные переправы через Есиль

В режиме ожидания
8 апреля 2024 года. Нагрузка на Сергеевскую плотину беспрецедентная.

Сейчас два гидроузла на реке Есиль в Северо-Казахстанской области находятся в буквальном смысле под беспрецедентным давлением сотен миллионов кубов воды. В “Казводхозе” убеждают: сооружения этот натиск выдержат. Но опасения вызывает состояние автомобильных мостов, которые расположены аккурат над плотинами.

На Сергеевском водохранилище сейчас страшно красиво: с одной стороны от ограждающей его плотины бескрайняя водная гладь, с другой - грохочущий водопад длиной 300 метров и высотой почти 25. Здесь нет шлюзов: как только водохранилище переполняется, вода начинает переливаться через край плотины. На сей раз это случилось 4 апреля. Позже, чем ожидали.

В этом году вообще ни один прогноз не сбылся. По предварительным оценкам, высота перелива над гребнем плотины, как ожидалось, должна была составить пару метров на пике. Надеялись, что вода будет прибывать постепенно, как минимум неделю. Прошлой весной высота перелива составила 196 сантиметров, годом раньше была всего полметра. В 2017 году, когда в регионе случился небывалый, как его тогда называли, паводок, фиксировали 338 сантиметров на пике. Но нынче за четыре дня уровень вырос до 425 сантиметров! В сутки здесь проносится около полумиллиарда кубов воды. Словом, сейчас нагрузка на Сергеевский гидроузел беспрецедентная.

Руководитель североказахстанского филиала АО “Казводхоз” Шугаип ИБАТУЛЛИН уверенно заявляет: никаких трудностей с пропуском воды здесь нет. Бетонное тело плотины в 2022 году многофакторно обследовали и выдали заключение, что сооружение в удовлетворительном состоянии.

Проблема в другом: автомобильный мост, который своими опорами стоит на плотине, уже несколько лет в аварийном состоянии. Это подтвердило обследование, проведенное в 2021 году. Но к нынешнему паводку его снова не отремонтировали. Более того, не удалось даже принять меры, чтобы остановить разрушение!

Этот мост вместе с плотиной был построен еще в 1969 году. По словам специалистов, допустим проезд по нему грузовиков весом до 60 тонн. Но сейчас, даже в паводок, по нему туда-сюда курсируют большегрузы, вес которых достигает 100 тонн: неподалеку разрабатывают карьер.

От такой нагрузки бетонные опоры моста стали разрушаться, эти повреждения видны даже невооруженным глазом.

- Мы комиссионно выезжали, фиксировали это все, - рассказывает Ибатуллин. - Стоим на мосту, и когда тоннар проезжает, он весь ходуном ходит! Который год мы твердим об этой проблеме, но безрезультатно.

К настоящему времени она усугубилась тем, что от постоянной вибрации, создаваемой большегрузами, стали разрушаться не только опоры моста, но и стены здания гидроэлектростанции! Да, на этой плотине есть и небольшая ГЭС на 3,5 МВт. Она не только вырабатывает электричество для соседних населенных пунктов, но и выполняет функции донного водосброса. Сейчас в здание через микрощели поступает вода.

Петропавловский гидроузел во время стандартного паводка.

- В этом году мы потратили 37 миллионов тенге на то, чтобы провести гидроизоляцию всего здания ГЭС, - продолжает Шугаип Ибатуллин, - потому что прибором невозможно понять, в каких местах вода проникает внутрь. Если фильтрация вдруг усилится, нам придется останавливать генераторы во избежание короткого замыкания, и пока все там не просохнет, нельзя включать оборудование для пропуска донной воды вниз по течению. Это будет катастрофа! Но у нас теперь нет уверенности, что проведенные гидроизоляционные мероприятия защитят от влаги: движение большегрузов по мосту не прекращается, то есть здание продолжает подвергаться сильной вибрации.

На автопереправе выставили специальные запрещающие знаки, но никто эти ограничения не соблюдает. Сегодня здесь развернут передвижной пост транспортной инспекции, поэтому поток машин заметно поредел. Но через два-три дня его уберут, и тогда движение большегрузов возобновится с еще большей интенсивностью, чтобы нагнать простой.

Власти предлагают на въезде на мост установить автомобильные весы, которые позволят в автоматическом режиме контро­лировать вес машин: данные будут поступать транспортникам. Эту идею долго вынашивали, но мощные паводки, похоже, заставили от замыслов перейти к делу. Уже даже сообщили, что ограничение составит до 32 тонн, чтобы крестьяне могли возить по мосту зерно.

Но все понимают, что просто запретить большегрузам проезд по мосту - это далеко не лучшее решение. Альтернативных переправ здесь нет. Любой объезд - это как минимум лишние 100 километров. Как вариант, ниже по течению есть брод. Местные говорят, что летом по нему легко переехать реку. Там можно сделать временную переправу для карьерного транспорта. Но от этой идеи пока отмахнулись: это дополнительные ощутимые расходы. Решили потратиться на весы.

Тем временем в филиале “Казводхоза” говорят, что в этом году им пообещали выделить деньги на новое обследование моста (поскольку проведенное три года назад уже неактуально) и тут же, не теряя времени, разработать проектно-сметную документацию (ПСД) на его ремонт. ПСД будет стоит около 100 миллионов тенге.

- Да, деньги немалые, - продолжает Ибатулин, - но если мы прямо сейчас решим вопрос с большегрузами, то не исключено, что можно будет сэкономить на ремонте. Ведь чем дольше мост подвергается ненормативным нагрузкам, тем выше стоимость и дольше продолжительность будущего ремонта. Мост держат 190 опор. Вполне возможно, не все они разрушены и придется заменить лишь некоторые из них. Пока же, по приблизительным подсчетам, ремонт может обойтись примерно в 1,2 миллиарда тенге.

Точно такая же ситуация на другом гидроузле - Петропавловском. Здесь самая короткая дорога для транзитного транспорта, в сутки проезжает около 800 машин. И мост признан аварийным по той же причине: по нему движутся огромные фуры и бензовозы. Их вес и габариты никто не контролирует, здесь даже не установлены специальные знаки. Кроме перегруза по весу большегрузы еще очень опасны и с точки зрения дорожного движения: на мост ведет крутой спуск, который заканчивается узким и резким поворотом почти под 90 градусов. Чтобы длинный большегруз вписался в этот поворот, требуется немалое мастерство водителя. Здесь уже было несколько серьезных аварий. Однажды чудом остались живы сотрудники, находившиеся в здании плотины, куда на скорости залетели заполненный зерновоз и газовоз.

По большому счету, Петропавловский гидроузел - это стратегический объект, контролирующий водосброс, собирающий воду для снабжения областного центра. Но остановить поток тяжелого транзитного транспорта по аварийному мосту почему-то не получается. Только сейчас из “Казводхоза” направили письмо в комитет транспортного ­контроля и МВД с просьбой как-то отрегулировать движение по этому мосту.

Сейчас, когда на Петропавловск накатывает по Есилю небывалый паводок, шлюзы на этом гидроузле уже открыли. С приходом большой воды река здесь разольется и перекроет проезд по мосту с одной стороны. Так всегда бывает во время паводков. В этот раз, очевидно, перелив будет шире и глубже. Это для разрушающегося моста период передышки. А транзитный грузовой транспорт по обыкновению пустят в обход: есть два варианта пути.

За это время здесь надеются установить знаки и сделать так, чтобы большегрузы после паводка сюда уже не вернулись. Потому что капитальный ремонт мосту на Петропавловском гидроузле еще долго не светит: разработка проекта запланирована только на следующий год.

Ульяна АШИМОВА, Петропавловск

Поделиться
Класснуть