3721

Из “тени” в свет перелетая

Некоторые из опрошенных нами экспертов не сомневаются, что отмытые капиталы их владельцы непременно пустят в дело - на покупку лакомых кусочков нацкомпаний

Несколько дней назад глава государства поручил правительству провести новую, уже третью по счету, амнистию капиталов. Легализация спрятанных от налоговых органов денег и активов начнется в самое ближайшее время - как только будет принят соответствующий закон (см. “Деньгам трубят сбор”, “Время” от 15.4.2014 г.). Зачем государство практически каждые пять лет позволяет нечистым на руку дельцам спокойно вздохнуть и уйти от ответственности за нарушение законов? Помогут ли стране эти деньги и будет ли “урожай” большим?

Впервые амнистия для тех, кто не желает отдавать государству “десятину”, состоялась в Казахстане в 2001 году. Видимо, тот опыт был признан удачным, потому что спустя пять лет операцию повторили, причем разрешили легализовать и имущество, а не только деньги.
- И в первом, и во втором случаях амнистия капиталов прошла успешно, - говорит председатель Ассоциации фи­нансистов Казахстана Серик АХАНОВ (на снимке). - Сначала собрали почти 500 миллионов долларов, затем - в десять раз больше. Главное, что государство четко выполнило взятые на себя обязательства: никто не преследовал тех, кто решил воспользоваться легализацией, была соблюдена банковская тайна и полная анонимность. Безусловно, это стало хорошим стимулом выйти из “тени”, и в целом механизм, на мой взгляд, получился эффективным.
Основной замысел легализации и амнистии активов в том, что отмытые деньги нельзя просто снять со счета и унести домой - этим финсредствам предписано целевое назначение. По сути, это инвестиции в госпрограммы, объясняет глава Ассоциации финансистов.
- Думаю, в этот раз деньги предложат вложить в акции госкомпаний, - рассуждает Серик Аханов. - Тем более у нас сейчас есть ряд весьма многообещающих индустриальных проектов, есть программа “Народное IPO”. По сути, людям предлагают сделать выбор: оставить свои деньги в офшорах, где их держать уже небезопасно, как показал опыт Кипра, либо перевести их в отечественную финансовую систему. У нас, я считаю, вклады защищены хорошо, застрахованы, их сохранность гарантирована государством. Так что налицо -
преимущества легализации. Кроме того, у людей будет достаточно времени, чтобы подумать, как им лучше поступить: почти полтора года будет длиться амнистия.
По интересному стечению обстоятельств, легализация теневых доходов по срокам совпадает с объявленной массовой приватизацией дочерних компаний ФНБ “Самрук-Казына”. Не на выкуп ли лакомых кусочков и пойдут отмытые средства? В этом нисколько не сомневается президент Алматинской ассоциации предпринимателей Виктор ЯМБАЕВ (на снимке):
- У кого сейчас больше всех “черных” доходов? У тех, кто занимается тендерами, госзакупками, обслуживает государство и нацкомпании. То есть у чиновников. У малого и среднего бизнеса сверхдоходов нет, прятать нечего. А теперь чиновники свои деньги с офшоров вложат в уже работающие государственные предприятия и станут их владельцами! Понятно, что все это будет оформляться на родственников. Я их называю “счастливыми племянниками”. Приходят ребята со студенческой скамьи во взрослую жизнь и уже - миллионеры. Придумывать и строить ничего не надо - компании работают и приносят прибыль. Причем построены и запущены на государственные деньги, за наш с вами счет. А после приватизации вдруг выяснится, что стране-то снова не хватает денег, потому что прибыль ушла в частные руки. Придется повышать налоги - и новое бремя ляжет на плечи граждан и простых бизнесменов, которых к тендерам не подпускают.
Согласен с такой версией и экономист Валентин МАКАЛКИН (на снимке). Ему тоже кажется подозрительным, что амнис­тия и приватизация “дочек” нацкомпаний совпадают по срокам.
- Вполне вероятно, что проект об амнистии капиталов протолкнули те же люди, что и занимаются приватизацией, - рассуждает эксперт. - Рука руку моет! Если бы государство действительно хотело передать компании в руки простых граждан, то сначала бы выставило их акции на продажу, а уже потом разрешило вернуть теневые капиталы.
Впрочем, не так важно, куда будут вкладываться отмытые средства, утверждает экономист. По его мнению, амнистия капиталов вызвана острой нехваткой денег у государства.
- Хотя есть выражение “Бог трои­цу любит”, я не сомневаюсь, что эта амнистия - не последняя в нашей стране, - говорит Валентин Макалкин. - Получается, это уже казахстанская традиция - раз в пять лет позволять нечистым на руку гражданам стать кристально честными. Получается так: если ты украл 100 тенге - то сядешь в тюрьму, а если сто миллионов - тебе ничего не будет. Конечно, в нормальной экономике такое невозможно. Но в данном случае понятно, что на амнистию государство вынуждено пойти, поскольку испытывает дефицит средств на собственные проекты. Как мы видим, объем иностранных инвес­тиций уменьшается, а ненужные расходы на всяческие праздники и масштабные мероприятия продолжают расти. Где взять деньги? Правильно - внутри государства. Поэтому и придумывают легализации.
Однако были среди опрошенных нами экспертов и те, кто не видит пока никакого двойного дна в запускаемом механизме амнистии активов.
- Я бы не стал связывать амнистию капиталов и приватизацию, - объяснил свою позицию экономист Ораз ДЖАНДОСОВ (на снимке). - Давайте дождемся условий легализации - в законе все тщательно пропишут. Пока, насколько я понимаю, амнистия напрямую связана с всеобщим декларированием госдоходов. То есть гражданам дают возможность показать свои накопления и активы, чтобы потом спокойно их декларировать.
Как известно, в 2001 году одним из тех, кто отмыл свои деньги, был тогдашний министр госдоходов Зейнулла КАКИМЖАНОВ (на снимке). Воспользуются ли его примером нынешние чиновники?
- Если будет такая команда - обязательно воспользуются! - хитро кивает Ораз Джандосов.
Ждать закона осталось недолго -
до 1 июня Нацбанк совместно с правительством должен разработать проект об амнистии капитала. Как заявил в понедельник вице-премьер, министр финансов Бахыт СУЛТАНОВ, отмытые деньги действительно можно будет использовать для приватизации государственных активов.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Из досье

 - Первая амнистия капитала была проведена в Казахстане в 2001 году. За 34 дня на спецсчета 16 банков было внесено 480 миллионов долларов. В качестве государственных гарантий были уничтожены налоговые документы налогоплательщиков, добровольно прошедших амнистию. Одновременно с амнистией на 4% был снижен НДС и на 5% - социальный налог. Чтобы вернувшиеся деньги не лежали без дела, были выпущены специальные госбумаги. Амнистированные средства помогли Казахстану частично восполнить потери кризиса 1998 года.
 - Вторая амнистия прошла спустя пять лет. Назвали ее иначе - легализацией имущества. То есть отмыть в тот раз можно было не только деньги, но и активы. В общей сложности за год с небольшим было легализовано имущества более чем на 5 миллиардов долларов. Примерно половина этой суммы - деньги, ранее укрытые от налогообложения. В результате амнистии бюджет получил более 40 миллиардов тенге дополнительных платежей. По данным правительства, свое имущество легализовали порядка 10 процентов жителей Казахстана.

Поделиться
Класснуть

Свежее