12530

Осечка вышла

Один из наиболее опытных сотрудников расформированной финансовой полиции Мурат КУШУБАЕВ известен в узком кругу правоохранителей как основной разработчик специальных оперативных мероприятий. Помимо изобличения сотен чиновников различного ранга на его счету задержание судей Верховного суда Алмаз ТАШЕНОВОЙ и Сайлаубека ДЖАКИШЕВА, разработка экс-премьера страны Серика АХМЕТОВА, бывшего акима Карагандинской области Бауржана АБДИШЕВА и вообще всей верхушки прежней власти шахтерского края. За это Кушубаева наградили двумя медалями. Примечательно, что после разгона финпола Кушубаева одним из первых пригласили возглавить специальное управление оперативно-розыскной деятельности службы экономических расследований при департаменте государственных доходов (СЭР ДГД) по Северо-Казахстанской области. И вот столь опытного борца с теневой экономикой его же коллеги обвиняют во... взяточничестве.

Информация о нелегальной торговле алкогольной продукцией в Петропавловске попала на стол ведущего специалиста управления оперативно-розыскной деятельности СЭР ДГД по Северному Казахстану Д. ЕШПЕНОВА. Он выяснил, что левым алкоголем торгует директор ТОО “АлкоПремиум” А. ЗАРГАРЯН. Руководство департамента дало добро на задержание, а следственную бригаду возглавил Мурат Кушубаев.
Выяснилось, что г-н Заргарян арендовал два склада, где хранил левый алкоголь. Из первого следователи изъяли больше 11 тысяч бутылок, а второе помещение осматривать не стали: Кушубаев после непродолжительного диалога с предпринимателем дал команду склад не вскрывать. Тем не менее Ешпенов опечатал дверь помещения и уехал домой.
Ночью ему позвонил Кушубаев: Заргарян забирает продукцию со второго склада, мол, там нет никакого криминала. По словам Ешпенова, он поверил руководителю управления на слово и не стал проводить дальнейших следственных действий по осмотру второго склада. Однако сотрудники антикоррупционной службы по Северо-Казахстанской области вместе с оперативниками областного департамента КНБ выяснили: криминал там был. Да еще какой!
Изобличив Заргаряна в незаконной реализации спиртного, Мурат Кушубаев вызвал его к себе и предложил сделку: есть возможность вывезти продукцию со второго склада, нужно лишь позолотить ручку. Свою помощь Кушубаев оценил в 10 тысяч долларов, но Заргарян заартачился: дескать, там продукции всего-то на два с небольшим миллиона тенге, поэтому цена крышевания уж слишком высока. Стороны сговорились на 8 тысячах “зеленых”. Пока Заргарян под покровом ночи вывозил свой товар, Кушубаев на всякий случай разрабатывал варианты отхода. Он понимал, что Заргарян может сдать его, поэтому подготовил целый пакет документов о том, что якобы его склоняют к получению взятки. Для убедительности Кушубаев приложил к своему будущему рапорту протокол допроса Заргаряна, в котором тот указал, что ранее ему уже приходилось давать взятки за покровительство сотрудникам местного УБОП. И даже назвал цену вопроса - 9 миллионов тенге.
Кушубаев как в воду глядел: забрав спиртное, Заргарян написал заявление в ДКНБ о вымогательстве со стороны оперативника.
Пока чекисты разрабатывали Кушубаева, тот, каким-то образом узнав об этом, попытался зарегистрировать подготовленный им рапорт, будто бы ему предлагают взятку, задним числом в управлении внутренней безопасности ДГД. Более того, он подговорил некоторых сотрудников службы внутренней безопасности подготовить материалы о разработке Заргаряна.
Но начальник службы внут­ренней безопасности Н. КАЛАШНИКОВ отказался принимать рапорт задним числом и посоветовал Кушубаеву обратиться в департамент по делам госслужбы и противодействию коррупции: мол, изобличение взяткодателя их юрисдикция.
Будучи задержанным, Мурат Кушубаев настаивал: его задержание сфабриковано, а все обвинение строится на показаниях свидетелей со стороны Заргаряна. Просчитав все возможные ходы, Кушубаев все же “наследил”: ведь он несколько раз созванивался с Заргаряном, по телефону давал указания следователю Ешпенову не мешать предпринимателю забрать свою продукцию, а подчиненным оперативникам, оставленным у склада на ночное дежурство, дал команду уехать. Все эти доказательства специальных мероприятий, разработанных комитетчиками и сотрудниками антикоррупционной службы, и легли в основу уголовного дела.
- Изобличить такого опытного сотрудника, как Мурат Кушубаев, - задача не из простых, - отметил поделившийся с нами некоторыми деталями расследования руководитель департамента по делам государственной службы и противодействию коррупции по Северо-Казахстанской области Шынгыс КАБДУЛА (на снимке). - Но когда подозреваемому предъявили обвинение, он признался в содеянном. А собранные следствием материалы дают однозначный вывод: вина г-на Кушубаева полностью доказана.
По словам Шынгыса Кабдулы, следователям удалось доказать и то, что Кушубаев, опасаясь возможного изобличения, составил фиктивные документы о том, что якобы сам намеревался взять с поличным Заргаряна - когда тот принесет оговоренную ранее взятку.
Версию следствия подтвердили в областном управлении по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры. По закону подобные документы должны быть зарегистрированы у них, прокуроры должны изучить законность планируемых мероприятий и только потом дать добро на разработку. Но никаких документов, подписанных Кушубаевым, в этом управлении нет.

Тохнияз КУЧУКОВ, фото с интернет-ресурсов, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы - Петропавловск

Поделиться
Класснуть