9303

“Хоргос” на засыпку

Казахстан совместно с Китаем, несмотря на экономический кризис, продолжает строительство международного центра приграничного сотрудничества (МЦПС) “Хоргос”. Предполагается, что он будет функционировать по системе duty free. За созданием этого центра и условиями его будущей работы нервно наблюдают киргизские предприниматели. Об этом свидетельствуют пуб­ликации на интернет-порталах соседней страны, некоторые из них показались нам довольно любопытными. Этакий заинтересованно-пристальный взгляд со стороны, думается, будет интересен не только нашим читателям, но и чиновникам и руководителям всевозможных организаций, пекущихся об интересах казахстанского бизнеса.

Реальна ли угроза “Дордою”?

На организованной в ноябре прошлого года посольством Казахстана в Киргизии презентации “Хоргоса” рассказывали про десять лет бесплатной аренды торговой площадки и отсутствие налога на добавленную стоимость. Это настолько заинтриговало местных предпринимателей, что они решили своими глазами увидеть будущий бизнес-рай. Впечатлениями о поездке в МЦПС “Хоргос” поделилась председатель ЦК профсоюза предпринимателей ТРК “Дордой” Дамира ДОЛОТАЛИЕВА (на снимке).
- Как сейчас обстоят дела на рынке “Дордой” и что поспособствовало поездке на “Хоргос”?
- Уровень торговли на рынке значительно снизился. Предприниматели жалуются, что по сравнению с прежними временами стало меньше приезжать крупных покупателей из ближнего и дальнего зарубежья. Причин тому несколько: мировой кризис, скачок доллара, поборы на дорогах и на границе, а некоторые даже обвиняют во всем вступление Кыргызстана в ЕАЭС. Но в последнее время все чаще стали говорить о “Хоргосе”. При этом ходило слишком много слухов и очень мало было фактов. Поэтому мы сами решили убедиться, где правда, а где просто вымысел.
- Легко ли добраться до “Хоргоса” из Кыргызстана?
- Дорога тянется невыносимо долго - мы ехали почти 12 часов. Неоднократно нас останавливали сотрудники ГАИ и пытались получить взятку. Несколько часов мы простояли на морозе, пока пограничники обыскивали наш автомобиль. Когда мы приехали на рынок, необходимо было пройти паспорт­ный контроль, и это затянулось еще на полтора часа.
- Много ли там предпринимателей, приехавших за товаром?
- На стоянке я стала подходить к людям, чтобы узнать об условиях на “Хоргосе”. Но не встретила там ни одного серьезного покупателя. В большинстве своем там были жители Алматы и близлежащих населенных пунктов, которые, как и мы, приехали на своих автомобилях посмотреть на новый рынок и сделать личные покупки. Я увидела только одно-единственное маршрутное такси, которое прибыло из города Чу (в Жамбылской области. - “Время”, далее “В”). Я с удивлением их спросила: “А что вы так далеко едете - “Дордой” же ближе?” Они мне говорят: “Мы ездили раньше, но ваши обменки (обменные пункты валют. - “В”) - это просто ужас! Столько денег потеряли, и не знаешь, к кому обращаться, сколько раз плакали. К тому же, как только пересекаешь границу, ваши (киргизские. - “В”) гаишники начинают останавливать машину под разными предлогами и вымогать деньги. И, в-третьих, говорят, с подорожанием доллара цены у вас тоже поднялись, и поэтому мы боимся к вам ехать”.
- Были ли на рынке бизнесмены из Кыргызстана?
- Мы не встретили там не только предпринимателей, но и покупателей из Кыргызстана. Да что говорить - там нет даже предпринимателей из Казахстана, если не считать китайских казахов, которые работают помощниками и переводчиками у продавцов-китайцев! Поэтому слухи, что некоторые наши предприниматели начали закупать там себе контейнеры, абсолютно не подтвердились.
- А что насчет бесплатной аренды на десять лет?
- Обойдя все здания, мы решили узнать и по поводу аренды помещений. Кое-как нашли администрацию, пока те отыскали переводчика, прошло определенное время. Но мы узнали, что можно взять в аренду торговую площадь в 20 квадратов за 4000 долларов в год. Интересно, о какой бесплатной арендной плате на десять лет говорили в посольстве Казахстана? Такое ощущение складывается, что любыми путями туда хотят заманить людей, обещая различные райские штучки, а на деле реальность далеко не веселая.
- Как вы считаете, правительство Кыргызстана может и должно ли каким-то образом способствовать привлечению клиентов на “Дордой”?
- От правительства КР требуется сделать конкретные вещи. В первую очередь урегулировать таможенные тарифы. До сих пор в этом вопросе нет ясности. Мы уже говорили, что каждый перевозчик ставит свою цену. Мы неоднократно встречались по этому поводу с премьер-министром и вице-премьером, и до сих пор ничего не сделано!
Второе - это ГАИ. Нам было очень сложно ехать по Казахстану, постоянно опасаясь, что нас сейчас остановят. Такая же ситуация и с казахами (в Киргизии. - “В”). Они не знают, к кому обращаться, кому звонить и что делать. Напрашивается вопрос: почему правительство не создает механизмы по обеспечению привлекательности Кыргызстана для иностранных предпринимателей? Вместо этого оно вводит новые поборы для приезжих гостей, как это было с экологическим налогом.
stanradar.com

Так ли страшен “Хоргос”, как его малюют?

Его старший брат “Дордой” уже сдает позиции, но еще может вернуть себе былую славу. Как минимум избавившись от криминальной составляющей.
После вступления Киргизии в ЕАЭС отечественные предприниматели столкнулись с серьезной конкуренцией практически во всех секторах рынка. Бизнес-оппонентами стали не только коллеги по экономическому союзу, но и активно стремящиеся освоить единое пространство многочисленные китайские бизнесмены и производители. Даже не являясь пока членами ЕАЭС, они уже экспортируют и продвигают свою продукцию на этой территории разве что не успешнее, чем раньше.
Что же касается представителей местных бизнес-сообществ, то особую угрозу для них сейчас представляет строительство казахстанско-китайского рынка “Хоргос”. В настоящее время его инфраструктура возведена всего лишь на 30 процентов, но есть опасения, что со временем он может забрать былую славу “Дордоя”. При этом многие эксперты говорят о том, что “Дордой” уже как минимум пять лет не является значимым оптовым рынком Центральной Азии и рано или поздно, если не будут приняты необходимые меры, эту нишу обязательно кто-то займет. А если взять в учет огромные усилия как китайских, так и казахстанских представителей бизнеса и правительства, то шансы увеличиваются в разы…
- Мы специально съездили на этот рынок (МЦПС “Хоргос”. - “В”) и посмотрели, что там, собственно, происходит. Хочется отметить, что многие слухи оказались весьма далеки от существующей реальности. Контейнеры на центральных местах - по 4000 долларов, поэтому информация о том, что наши бизнесмены покупают там места, тоже не соответствует действительности. Так что сказать, что “Хоргос” сейчас отбирает хлеб у “Дордоя”, нельзя, - отметил в беседе с “Вести.кг” вице-президент рынка “Дордой” Сергей ПОНОМАРЕВ (на снимке).
Однако, по его мнению, не стоит и недооценивать опасность, исходящую от “Хоргоса”.
- Казахстан и Китай делают огромные и, на мой взгляд, крайне правильные шаги, чтобы обеспечить будущее этому центру. У них уже сейчас существует беспошлинный ввоз товаров, правда, там есть определенные ограничения, притом достаточно серьезные. Но со временем это может легко измениться не в нашу пользу, - подчерк­нул С. Пономарев.
Он считает, что проблемы надо искать не в новом рынке, а прежде всего в наших административных барьерах.
- Это и работающие на “Дордое” без лицензии всевозможные обменные бюро - “ломщики” денег и нечестные на руку сотрудники ДПС плюс недоработанная и неот­регулированная законодательно налоговая система. Что касается различных предложений наших экспертов по изменению инфраструктуры рынка, то это абсолютно ненужная мера. Как ее усовершенствовать? Начать строить торговые центры или павильоны? Но это не только не скажется на ситуации, но и может негативно отразиться на стоимости товара, что еще больше отпугнет оптовиков, - уверен
С. Пономарев.
Что касается китайских предпринимателей, то вице-президент “Дордоя” полагает, что они действительно представляют серьезную конкуренцию для наших бизнесменов.
- Это в первую очередь связано со стереотипом, что раз торгуют китайцы, то их товар обязательно дешевле, чем у других. В принципе, это так. У них есть серьезные льготы по вывозу товара без НДС из своей страны, а также определенная система ретробонусов по реализации товара с неплохими процентами. Поэтому даже если наш предприниматель ставит товар дешевле, чтобы поскорее его продать, а рядом торгует китаец, то покупатель пойдет к нему как к зарекомендовавшему себя дешевому бренду. А это в итоге сильно отражается на конкурентоспособности отечественных предпринимателей. Такое положение вещей характерно не только для “Дордоя”, но и для экономического рынка в целом, - сказал С. Пономарев.
vesti.kg

Закат киргизских рынков близок?

Еще несколько лет назад Киргизия считалась самой дешевой страной Центральной Азии, если брать цены на продукты питания, одежду, оказание услуг. Многие казахстанцы отдыхали на Иссык-Куле, приезжали в Бишкек лечиться. Сейчас, напротив, киргизы едут в Алматы покупать продукты, одежду, технику.
Темиржан МАТКЕРИМОВ раньше торговал в Астане произведенной в Бишкеке одеждой, теперь же он закупает товары в Алматы, потому что это стало дешевле и быстрее.
Одной из причин низких цен в южной столице Казахстана, кроме девальвации тенге, является открытие рыночного комплекса на пункте пропуска “Хоргос” на казахстанско-китайской границе. Рынок является зоной свободной торговли, что позволяет импортировать китайские товары.
Открытие и деятельность “Хоргоса” резко активизировали торговлю и позволили наполнить рынки Алматы китайскими товарами. Эксперты отмечают рост торговли в Казахстане и предрекают полное прекращение торговли на киргизских рынках “Дордой” и “Кара-Суу”.
Кроме того, членство Киргизии в ЕАЭС привело к прекращению реэкспорта китайских товаров и ухудшению положения крупных оптовых рынков республики, особенно тех же “Дордоя”, “Кара-Суу”, а также “Мадины”, которые потеряли клиентов.
Удешевление казахстанской продукции в результате девальвации тенге вредит отечественному производству и экономике. Экспорт казахстанской продукции значительно возрос, растут спрос на нее и нагрузка на промышленные предприятия. Например, растущий импорт казахстанских яиц приводит к закрытию киргизских куриных ферм, поскольку себестоимость отечественных яиц составляет 3,5-4 сома - в два раза дороже казахстанских.
rus.azattyk.kg

Подготовил Самат АШИМОВ, Алматы 

Из досье

Согласно достигнутым в 2000-х годах двусторонним межгосударственным соглашениям казахстанская часть территории МЦПС “Хоргос” составила 185 га, китайская - 343 га.
На территории центра будут осуществляться все виды деятельности, согласованные с уполномоченными госорганами и не запрещенные национальными законодательствами государств сторон. Будут осуществляться торговая, транспортная и любые другие виды хозяйственной деятельности при соблюдении соответствующих требований.
Общая стоимость проекта, включая проектирование и строительство его объектов, вспомогательную инженерную инфраструктуру, с казахстанской стороны составляет 382 882,83 млн. тенге. При этом строительство инфраструктуры финансирует государство. Коммерческие объекты будут построены за счет привлечения частных инвестиций в общем объеме 309 154,37 млн. тенге. Таким образом, на 1 тенге средств из республиканского бюджета планируется привлечь около 4,2 тенге частных инвестиций.
Полномасштабное функционирование центра запланировано начать в 2018 году.
По информации АО “МЦПС “Хоргос”.

Только цифры

Объем экспорта киргизских товаров в Казахстан за 2014 год достиг 340 миллионов долларов, в 2015 году он упал до 150 миллионов долларов.
По словам представителя Государственной таможенной службы (ГТС) Жаманака НУСУРКАНОВА, с учетом импорта общий объем киргизско-казахстанского товарооборота за 2015 год составил 472 миллиона долларов, что меньше показателей предыдущего года в два раза.

Кстати

Министр экономики Киргизии Арзыбек КОЖОШЕВ считает, что показатели торговли с РК упали из-за прекращения реэкспорта китайских товаров, которые теперь идут из Китая напрямую в Казахстан:
- Откровенно говоря, Казахстан стал страной реэкспорта китайских товаров благодаря вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) и созданию благоприятных условий для торговцев. Мы создали рабочую группу для анализа ситуации на наших рынках, по итогам работы появится новая информация.

Поделиться
Класснуть