3249

Не в деньгах счастье

Собкор газеты “Время” побывал в общине миллионеров, где не принято кичиться своим богатством. Здесь ведут скромный образ жизни и лишь время от времени могут позволить себе некоторые излишества или забавы. Главный девиз членов общины “Работать не ради денег, а для удовольствия”. 

Отправляясь в аул Кубасай, я о точке прибытия имел лишь примерное представление: населенный пункт, прозванный жителями района степным Беверли-Хиллз, состоит из 18 домов, все семьи - миллионеры, доехать до их общины можно максимум за час. Но накануне выпали обильные осадки, и дорога из белой глины раскисла. Передвигался из-за этого транспорт, естественно, со скоростью 20 км в час.
Подпрыгивая на заднем сиденье автомобиля, я развлекал себя тем, что пытался подсчитать пасущееся по обе стороны дороги нескончаемое поголовье овец, коров и лошадей. Вцепившийся в баранку водитель в двух словах пояснил, что вся скотина принадлежит кубасайцам. Так, в предвкушении увидеть раскинувшиеся на зеленых лугах юрты с евроремонтом мы ближе к закату наконец доехали до Кубасая.
- Миллионеры... говорите?! - встречает нас с улыбкой аульный аксакал Дегенбай БАТЫРОВ (на снимке). - Ну тогда смотрите на мои деньги, сейчас они поплывут ко мне в руки!
76-летний пенсионер, удобно расположившись на скамейке у дома, всматривается в горизонт. С минуту на минуту с пастбища должен возвратиться скот. И жизнь в ауле закипит: блеющих, мычащих и ржущих необходимо напоить, расположить в загонах, а перед этим поголовно пересчитать. Последнее - удовольствие не из приятных. Чтобы не сбиться со счета (скотины у Дегенбай-аксакала достаточно), нужно особенно сосредоточиться.
- У меня 1100 голов овец, 150 коров и 70 лошадей, - говорит Батыров.
В пересчете на деньги богатство аксакала составляет без малого 60 млн. тенге. Для человека, получающего 39 тысяч тенге пенсии, это неплохое состояние.
Неподалеку от жилища Батырова расположены дома других миллионеров - Кадыржана-аксакала, Жалгасбая БИСЕНГАЛИЕВА и Азильхана ЕСКАЙЫРОВА(на снимке). У каждого из них, да и вообще у всех кубасайцев, в подворье тоже сотни овец, а также десятки коров и лошадей.
Но первое, что бросается в глаза приезжему, наслышанному про аул миллионеров, - это простота и скромность. Вместо роскошных вилл, которые я рисовал себе в мыслях, здесь стоят обычные жилища. Просторные, но из самана. И заборов ни у кого нет. Точнее, ограждения есть, но для загонов. В домах обыкновенная мебель, у каждого в гардеробе пара парадных костюмов, на завтрак каждый день - кумыс, шубат и сладкая пастила из вареного творога, на обед - казы-карта, на ужин - бешбармак. Из излишеств разве что огромные телевизоры с жидкокристаллическим экраном.
- Айфоны, квартиры? - интересуюсь я.
Мужики, услышав эти слова, дружно достают свои мобильные телефоны. В руках у них обычные “кирпичи” - без сенсорного экрана, диктофона, радио, выхода в Интернет и даже без фотоаппарата. Насчет квартир в Актобе тоже сложно. Даже на курорты здесь не ездят, хотя позволить себе это могут. Но, как выяснилось, в Кубасае даже электричество экономят.
- Развлечения у нас есть, земные радости нам не чужды, - говорит Дегенбай Батыров. - Раз в месяц, к примеру, играем... в карты.
Но и тут меня ждет разочарование. На кон хоть и ставятся деньги, но их размер редко превышает 500 тенге.
Зато, завернув за дом Батырова, невольно присвистываю. Отбрасывая блики заходящего солнца, под открытым небом сверкают выстроенные в ряд новенькие тракторы “Беларусь-82”, сенокосилки, УАЗы и “ниссаны”. Уже теплее.
- Разве это богатство, это обыч­ная необходимость, - поясняет Азильхан. - Чтобы прокормить 500 овцематок, на зиму необходимо заготовить 1,5 тысячи тонн сена. Для этого нужно море солярки. Раньше арендовали трактор и сенокосилку. А теперь у каждого своя техника. Один трактор стоит 5 млн. тенге. Чтобы купить его, надо в течение трех лет разводить не менее 200 овец, довести их до ума, везти в город и каждую продать по 25 тысяч тенге, не соглашаясь на просьбы покупателей о скидках.
Поэтому технику и транспорт кубасайцы берегут как зеницу ока. Здесь прекрасно знают, каким трудом зарабатываются деньги, поэтому по бездорожью ездят очень аккуратно. Пусть хоть со скоростью 15 км в час, зато без единой царапины на боку. Кадыржан-аксакал и вовсе обмотал все сиденья своего УАЗа полиэтиленом, точнее, еще не снимал целлофан со дня приобретения машины. А было это не менее пяти лет назад!
- На первый взгляд вам может показаться, что здесь живут какие-то прижимистые люди, но это не так. Просто кубасайцы очень бережливые, - рассказывает аким Караойского сельского округа, к которому относится Кубасай, Серик ЖУМАНГАЛИЕВ. - Что такое заниматься животноводством? Это то же самое, если бы ты ухаживал за сотнями детей, которых необходимо вовремя накормить, напоить, искупать и за их здоровьем особенно следить. Не дай бог, бруцеллез или пастереллез - пропадет все это благополучие. Поэтому не зря казахи говорят, что богатство - до первого джута.
Серик Жумангалиев более восьми лет руководит сельским округом. За это время поголовье скота в округе выросло на 50 процентов. Только овец, к примеру, насчитывается 21 тысяча голов. Если бы основная масса крестьян не занималась животноводством для продажи, то все луга точно были бы заполнены овцами, коровами и лошадьми. До самого горизонта.
- Так получилось, что в Кубасае одни баи. И имена у многих соответствующие - Кадырбай, Курманбай, Бисенбай и так далее, - смеется Серик Жумангалиев. - На казенные средства скот здесь разводят только единицы. Остальные, сколько мы их ни уговаривали, не хотят принимать участие ни в каких государственных программах. Привыкли рассчитывать на свои силы и не иметь долгов. Наверное, поэтому здесь большое поголовье скота. Занимаются животноводством здесь не столько ради денег, сколько ради удовольствия.
Примечательно, что аульные миллионеры приходятся еще друг другу родственниками - братьями и сватами. Поэтому в Кубасае никогда не бывает потасовок, перепалок, воровства и других неприятных инцидентов. За последнюю четверть века никто даже не развелся, что, несомненно, является плюсом.
- Когда-то мы думали, что вырастут здешние дети и устремятся в город, а сам аул, к сожалению, опустеет. Но выучившиеся в городе кубасайцы возвращаются назад и охотно подключаются к семейному делу. Поэтому здесь мы построили школу-четырехлетку и медпункт, - говорит Серик Жумангалиев.
В соседнем Жетикуле сейчас идет разведка нефти. Если поиски дадут положительный результат, то вместо глиняной дороги, ведущей в Кубасай, появится асфальтовая. Соответственно, время в пути до областного центра значительно сократится. Еще один плюс в пользу того, чтобы стать женой одного из кубасайских холостяков - их средний возраст сейчас составляет 30 лет.
- И свадьбы, наверное, здесь играют скромно? - интересуюсь я у акима.
- Вот на свадьбу, рождение ребенка, поступление в вуз, получение диплома и прочие радостные события здесь денег не жалеют. Устраивают настоящие пиры. А когда еще гулять и ради чего копить деньги? - пожимает плечами Жумангалиев.

Антон МОЛДИН, фото Азамата НАСЫРОВА, Актобе

Поделиться
Класснуть