14460

Курам на смех

На воротах одной из помпезно открытых птицефабрик Алматинской области, в свое время покрывавшей 50 процентов потребности страны в мясе птицы и яйце, висит замок. На огромной территории в 600 га, кроме сторожей да летающих над пустыми помещениями голодных ворон, никого не видать.

Когда в 2004 году в Уйгурском районе открывали эту птицефабрику, представители АО “Казрос-Бройлер” заверяли, что она является одной из крупнейших в СНГ. Ее проектная мощность - 29 тыс. тонн мяса птицы в год. Это около 50 процентов отечественных производственных мощностей в отрасли по республике. Стоимость птицефабрики превышала 9 млрд. тенге.
Тогда для журналистов, помнится, организовали целую экскурсию. Возили по всем цехам, показали кур, которых к тому времени было 1 млн. 606 тысяч. Примерно 80 процентов птицы находилось на откорме, и только 120 тысяч несушек птицеводы оставляли для производства яиц. В сутки они несли до 60 тысяч штук, из которых 48 тысяч отправляли для инкубации и получали из них цыплят. В убойном цехе производили до 50 тысяч тонн птичьего мяса в месяц. А самое главное - здесь были трудоустроены 1008 человек, среднемесячная заработная плата составляла в то время 35 тыс. тенге.
В 2012 году на птицефабрику АО “Казрос-Бройлер” доставили 29 600 элитных цыплят из Голландии, которые пополнили поголовье для улучшения генофонда казахстанской птицы. С ростом мощностей количество работающих на фабрике возросло до 1200 человек.
Казалось бы, спрос на продукцию всегда есть, птицефабрика должна только процветать. Однако по неизвестным причинам с 2013 года она стала снижать обороты, а через год и вовсе свернула работу. Говорили, что птиц поразила какая-то болезнь и все они подохли. Так страна потеряла крупного производителя мяса птицы и яиц, получив взамен тысячную армию безработных.
На этом фоне было даже смешно спустя два года слушать лепет акима Уйгурского района Алимжана ТОХТАСУНОВА, в ответ на вопрос, какие меры им принимаются для реанимации птицефабрики АО “Казрос-Бройлер”. Он абсолютно не владел ситуацией, заявил, что этот проект по территориальности относится к области и что там частные инвестиции. Хотя нам известно, что птицефабрика АО “Казрос-Бройлер” является участником государственной программы “Дорожная карта бизнеса-2020” по направлению “Оздоровление предпринимательского потенциала”, где из 11 процентов ставки вознаграждения по имеющимся кредитам 6 процентов оплачивала сама птицефабрика, а 5 процентов субсидировалось фондом “Даму”.
Про закат этого мощного предприятия удалось узнать у тех самых высвободившихся рабочих. Одного из них мы встретили на рынке села Чунджа.
- Как сейчас помню, было 22 марта 2014 года. У нас был выходной по случаю празднования Наурыза. На следующий день нам сообщили, что мы все отправляемся в отпуск без содержания, - рассказывает дежурный электрик бройлерного цеха №3 Радулин АВАКРИЕВ. - Мы догадывались, что все идет к закрытию. Если год назад все 32 корпуса были забиты курами и птенцами, то за последние шесть месяцев они потихоньку стали опустошаться.
По словам парня, все это сопровождалось постоянными задержками заработной платы.
- У меня жена и двое детей, их надо было кормить. А они по 2-3 месяца не давали плату за наш труд, - жалуется Авакриев.
Таких, как он, в Чундже и близлежащих селах проживает около тысячи человек. Все они до сих пор тешат себя надеждой, что завтра птицефабрика заработает вновь.
На фоне этой мрачной картины странно звучат заявления птицеводов Казахстана, которые рапортуют, что производство мяса птицы у нас за последние шесть лет увеличилось на 67 процентов. Рост производства товарного яйца составил 78 процентов, поголовье птицы увеличилось на 87 процентов. Более того, в текущем году обещают, что общее производство мяса птицы составит 203 тысячи тонн, в том числе птицефабрики произведут 193 тысячи тонн мяса птицы, товарного яйца - 6 млрд. штук.
Самое печальное, что при всех этих показателях роста ни на мясо птицы, ни на яйца цены не снижаются. Если в 2013 году десяток яиц стоил 180 тенге, то на сегодняшний день цена колеблется от 280 до 350 тенге.
Официального ответа на вопросы о причинах приостановления производства от руководства птицефабрики нам получить не удалось. Учредитель компании ТОО “Торговый дом “Казрос” (так теперь называется эта птицефабрика) Светлана КАДРАЛИЕВА пообещала рассказать о проблемах, из-за которых ей пришлось временно свернуть производство, но не сейчас. Но при этом заявила, что 15 апреля 2017 года, то есть сегодня, ее предприятие снова заработает и начнет выпускать мясо птицы и яйца.
Этот проект не единственный в Алматинской области, который был открыт с размахом и в итоге зачах.
Ровно пять лет назад в городе Уштобе Каратальского района на металлургическом комбинате было возобновлено производство кремния. Тогда эксперты утверждали, что уникальность Сарыкольского месторождения, открытого в 20 километрах от районного центра, позволит за сезон добывать около 16,5 тысячи тонн руды для переработки на предприятии “Казсиликон”. По заключениям лабораторного тестирования, чистая руда, примеси в которой не превышают 0,5 процента, обеспечивает высокое качество конечной продукции.
- В мире всего четыре таких перерабатывающих предприятия, поэтому продукция нашего комбината востребована не только у нас в Казахстане, но и в дальнем зарубежье, - рассказал тогда на церемонии открытия производства генеральный директор ТОО “КАЗСИЛИКОН” Данель СКАКОВ. - Однако наша задача прежде всего обеспечить отечественные мощности, запустить полную производственную цепочку: от добычи сырья на Сарыкольском месторождении жильного кварца до выпуска конечной продукции - солнечных пластин. Сейчас у нас в республике развернуто строительство заводов по очистке уштобинского металлургического кремния до солнечного качества в Усть-Каменогорске и по производству из него солнечных пластин в Астане.
Тогда открытие этого производственного предприятия стало для района большим событием: здесь нашли работу 390 человек. Однако радость уштобинцев была недолгой. В конце 2015 года НАК “Казатомпром”, национальный оператор по экспорту урана и его соединений, а также ядерного топлива для АЭС, выбрала стратегию сокращения издержек и концент­рации на основной профильной деятельности, заявив о намерении продать или отказаться от непрофильных активов. В числе “лишнего груза” оказалось и ТОО “Казсиликон”. Предприятию удалось продержаться еще один квартал 2015 года, после чего оно закрылось. Более трехсот рабочих осталось за бортом. Более того, они не только лишились рабочих мест, но и не смогли получить свою заработную плату.
- Задолженность по заработной плате ТОО “Казсиликон”за декабрь 2015 года составляла 68,1 млн. тенге. В отношении руководства предприятия, которое, несмотря на явные нарушения конституционных прав, не предприняло меры по погашению задолженности, было возбуждено административное производство. Данель Скаков был оштрафован на 318 тыс. тенге, а его рабочим выплачены заработанные деньги, - пояснил прокурор Каратальского района Куралбек ШОЙБЕКОВ. - Акиматом района приняты меры по их трудоустройству.
Это только два предприятия, которые были введены в рамках государственных программ, но приостановлены по различным причинам. Самое обидное не то, что эти предприятия, так громогласно запущенные, тихо были закрыты, а то, что люди, которые поверили в светлое будущее, снова оказались на улице.

Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото автора, Талдыкорган - Чунджа, Уштобе - Талдыкорган

Поделиться
Класснуть

Свежее

Ситуация - чрезвычайная, меры - неординарные Актуально
Ситуация - чрезвычайная, меры - неординарные

Республика на пороге большой стройки. Пострадавшим от наводнения по их желанию вместо разрушенных домов предоставят квартиры. За каждым регионом для помощи в устранении последствий паводков закрепят крупный бизнес. А еще в стране запретят отстрел сайги

186