3053

Крепче за баранку держись, шофёр!

Почему дальние поездки в общественном транспорте превращаются в опасный аттракцион

Настала пора отпусков, и многие казахстанцы стараются выбраться на природу или навестить проживающих в других городах либо селах родственников. Садясь в междугородние автобусы и маршрутки, они доверяют свою жизнь водителям этих колымаг и сильно рискуют...

Убойная статистика
В Казахстане существует сеть из 45 региональных автодорог, 36 национальных (магистральных) и четырех международных трасс. Практически ежедневно на них происходят дорожно-транспортные происшествия, уносящие жизни людей. Один из свежих примеров - трагедия на трассе Шымкент - Самара, случившаяся 22 июня. Неподалеку от Актобе слетел в кювет и перевернулся двухэтажный пассажирский автобус, следовавший из Южно-Казахстанской области в Краснодар. Из 52 находившихся в салоне человек девять скончались, и еще 18 получили различные травмы.
В целом же в республике, по данным МВД, только за первый квартал этого года в авариях погибли 295 человек и четыре тысячи были ранены. А если взглянуть на статистику прошлого года, то невольно ужаснешься: стряслось почти 18 тысяч ДТП, в результате которых скончались 2390 и были травмированы 23 389 человек. Притом на общественный и пассажирский транспорт пришлось 885 аварий, 79 погибших и 1240 пострадавших. В большинстве случаев виновниками происшествий стали те, кто сидит за рулем и отвечает за безопасность пассажиров - водители автобусов, допустившие грубые нарушения ПДД либо не справившиеся с управлением.

Человеческий фактор
- Ключевой причиной ДТП с участием автобусов чаще всего становится человеческий фактор, - отмечает замначальника местной полицейской службы ДВД Карагандинской области Олжас АРЫНОВ. - Когда мы проводим анализ, то видим, что основным нарушением по-прежнему остается превышение скоростного режима. На втором месте выезд на встречную полосу. Есть случаи, когда водители садятся за руль нетрезвыми. Вот только в начале июня в Нуринском районе в ходе мероприятия “Автобус” задержали шофера, который в состоянии алкогольного опьянения перевозил рабочих компании “Астана-Зеленстрой”. Его привлекли к административной ответственности и лишили прав на три года.

Отсутствие отдыха и убитые дороги
- К сожалению, проблемы в сфере дальних пассажирских перевозок возникают не только по вине водителей, но и потому, что их работодатели зачастую с пренебрежением относятся к соблюдению правил безопасности. Для руководителей автопредприятий главное, чтобы транспорт побыстрее пришел из точки А в точку В. При этом мало кто обращает внимание на такой момент, как организация отдыха для водителя, - говорит руководитель общественного объединения “ОСА” Руслан ЛАЗУТА. - Ведь не зря придуманы правила, согласно которым водитель-дальнобойщик должен каждые четыре часа делать остановки и отдыхать не менее 45 минут. Помимо усталости шофера причиной ДТП могут стать и убитые дороги. Сейчас лето, жара, и целесообразно запретить в дневное время движение для большегрузов, которые повреждают дорожное полотно. Но, как мы видим, они ездят днем, и никто их толком не контролирует. Кроме того, мне непонятно, почему дорожная полиция проверяет пассажирский автотранспорт только в ходе оперативно-профилактических мероприятий, ограниченных коротким сроком. Почему бы полицейским не стоять у ворот автопарков и не устраивать техосмотры транспорта прямо там. Так можно было бы предотвращать появление неисправной техники на наших дорогах.

Неисправности, перегруз и переоборудование
Впрочем, у дорожных полицейских возникают претензии не только к повелителям баранки.
- Ответственные должностные лица автопарков тоже вносят свой вклад в нарушение требований безопасности перевозки пассажиров. Бывает, что они допускают к выходу на маршруты неисправный или переоборудованный транспорт, - говорит Олжас Арынов.
Потому немудрено, что в пути случаются не только аварии, но и ЧП иного рода. 21 июня в Шетском районе Карагандинской области загорелся пассажирский автобус, двигавшийся из шахтерской столицы по направлению к поселку Жайрем. Очевидцы рассказали, что сначала заполыхал расположенный в хвосте автобуса двигатель. Потом пламя перекинулось на салон. К счастью, люди сумели быстро покинуть автобус и вытащить багаж. А затем были вынуждены продолжить путь на попутках.
С завидной периодичностью сотрудники дорожно-патрульной полиции ловят незаконно переоборудованные автобусы и маршрутки, в которых неизменно фиксируют перегруз пассажиров.
- В апреле на трассе Алматы - Екатеринбург остановили автобус на 50 мест, в котором находились 70 граждан Киргизии. В грузовом микроавтобусе, где всего два пассажирских места, ехали 13 человек. В третьей маршрутке перегруз составил 10 пассажиров, - приводит недавние примеры Олжас Арынов. - В конечном счете подобные нарушения могут привести к нехорошим последствиям.
Выходит, погоня за прибылью заставляет перевозчиков забывать не только о создании комфорта для пассажиров, но и о безопасности. И штрафы рулевых не особо пугают, исходя из того, что переполненные автобусы продолжают колесить по дорогам страны.

Конкурсный отбор
Государство, конечно же, контролирует сферу автобусных пассажирских перевозок. Однако автопарки подвергаются по-настоящему основательной проверке лишь во время проведения конкурсов на право обслуживать тот или иной маршрут.
- Создается комиссия, в которую входят сотрудники акимата, дорожной полиции и транспорт­ной инспекции. Специалисты выезжают на предприятия перевозчиков, исследуют подвижной состав, проводят техосмотр автобусов. Предпочтение отдается тем перевозчикам, у которых наиболее свежий по году выпуска транспорт и у кого имеется своя техническая база для его ремонта, - поясняет руководитель управления пассажирского транспорта акимата Карагандинской области Ануар АХМЕТЖАНОВ. - Естественно, перевозчики перед выпуском машин на маршруты должны выполнять определенные требования. Если во время техосмотра обнаруживают какую-либо неисправность, то обязаны не допускать автобус к работе и предоставить взамен резервный транспорт. Водители перед рейсами проходят обязательный медосмотр. За эти вопросы отвечает конкретно предприятие-перевозчик. Акимат после конкурсов не имеет права вмешиваться в деятельность автопарков и проводить какие-то ревизии. За нарушениями на дорогах следит дорожная полиция. А проверять техническое состояние автобусов может транспорт­ная инспекция. Но в последнее время на подобные проверки действует мораторий, и реагировать инспекция может только на конкретные обращения граждан о возможных нарушениях.
Получается, перед дальней дорогой остается лишь надеяться на порядочность работников автопарков и ответственное поведение водителей.

Кто и когда придёт на помощь?
Если все-таки на трассе посреди степи приключится беда, можно ли рассчитывать на оперативную помощь? Да, ведь в каждом регионе действуют филиалы Центра медицинских катастроф - специально созданной аварийно-спасательной службы, сотрудники которой выезжают на ДТП и реагируют на другие чрезвычайные ситуации. Кроме того, по госпрограмме “Саламатты Қазақстан” с 2011 по 2015 год по всей республике было создано 40 трассовых медико-спасательных пунктов (ТМСП) со своей зоной ответственности. Анализ работы таких пунктов показал, что время прибытия бригады к пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях составляет 20-25 минут. Благодаря этому соблюдается правило “золотого часа”: чем раньше пациент получает медицинскую помощь, тем больше у него шансов на выздоровление.
Полный список ТМСП с телефонами смотрите на этой странице ниже ↓↓↓  в приложении к этому материалу.

Наши цифры
- 1227 раз выезжали на дорожно-транспортные происшествия бригады экстренного реагирования ТМСП в 2016 году.
- Была оказана помощь 2657 пострадавшим, в том числе 210 детям, сообщает пресс-служба КЧС МВД.
- 379 выездов на ДТП, в которых пострадали 586 человек, из которых 54 - дети, уже состоялось в этом году.
- Согласно данным комитета по правовой статистике и специальным учетам, лидерами по количеству ДТП являются Алматинская и Южно-Казахстанская области. С начала года здесь произошло 825 и 715 аварий соответственно.

Ирина МОСКОВКА, фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА, Караганда

Опрос в тему
Что, на ваш взгляд, нужно сделать в первую очередь, чтобы поездки в пассажирских автобусах и маршрутках стали безопаснее?
- Заменить автопарк новыми машинами
- Отремонтировать дороги
- Увольнять водителей, нарушающих ПДД
- Чаще проверять автопарки

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz на главной странице в правой колонке

Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Часто ли вам приходится ходить в ЦОН?
- Часто, потому что постоянно требуют разные справки...............................................30%
- Редко, один-два раза в год ..................52%
- Я получаю необходимые справки по Интернету через e-gov........................18%

Поделиться
Класснуть