2638

Под крышей дома своего

Что мешает казахстанцам отдыхать на родине?

Специалисты считают, что внутренний туризм держится на трех китах: цены, инфраструктура и сервис. Именно эти три фактора являются для туристов определяющими, когда встает выбор, где провести заслуженный отпуск. По логике отдыхать внутри страны удобнее: не нужно получать визу, совершать многочасовой перелет, стоять в очереди на пограничном контроле, объясняться на пальцах с персоналом отеля, продавцами, таксистами. Да и цены в родных пенатах должны быть сопоставимы с местными зарплатами. Но... 

Дома дороже
На самом деле отдохнуть в той же Турции с ее великолепными пляжами и пресловутым all inclusive можно дешевле, чем в Боровом - по этому поводу даже государственные мужи в лице министра культуры и спорта Арыстанбека МУХАМЕДИУЛЫ возмущаются.
Да что Боровое - стоимость номера в хорошем отеле на берегу Капшагая колеблется в районе 30 тысяч тенге в сутки, причем в эту цену не входит даже завтрак. Понятное дело, что большинство наших соотечественников, имеющих возможность потратить энную сумму на отдых, предпочтут сделать это за границей, на берегу настоящего моря, а не сомнительной чистоты водохранилища. Да, есть в нашей стране и более приятные места, к примеру Балхаш или Алаколь, однако цены на размещение там тоже кусаются. Конечно, при желании можно найти варианты подешевле, чем стандартные 20-30 тысяч тенге в сутки, даже за 3-5 тысяч тенге. Но приготовьтесь к весьма суровым условиям: панцирной кровати времен Хрущева, видавшему виды постельному белью, обшарпанным шкафчикам, удобствам на улице и прочим прелестям бюджетного отдыха. Впрочем, даже высокая цена в Казахстане далеко не всегда равняется качеству.

Эх, дороги…
Отдельная проблема - как добраться до пункта назначения. Расстояния у нас в Казахстане немалые, поэтому удобнее всего летать на самолете, особенно когда речь идет о городе или курорте, находящемся в другом конце страны. Однако позволить себе этот вид транспорта могут далеко не все. К примеру, перелет Алматы - Астана - Алматы, если покупать билеты за две недели до предполагаемой даты, обойдется примерно в 50-80 тысяч тенге в зависимости от перевозчика (дороже всего Air Astana). А между тем в столице проходит международная выставка ЭКСПО-2017, и, думается, казахстанских туристов там было бы в разы больше, имей люди возможность слетать в Астану на выходные. Конечно, существуют поезда, но, во-первых, это очень долго, а во-вторых, не так уж и дешево. Алматинцу, который все-таки решится сгонять на уик-энд на ЭКСПО, придется провести в дороге ночь с пятницы на субботу и с воскресенья на понедельник (и сразу бежать на работу, да еще с опозданием, так как поезд прибывает около 10 утра) и выложить около 35 тысяч за купе в “Тулпар-Тальго” сообщением Алматы - Петропавловск. Намного дешевле обойдется путешествие на автобусе или собственном авто, но тут все упирается в качество дорог, которые, к сожалению, оставляют желать лучшего.

Что предлагает государство
В конце июня правительство одобрило разработанную Министерством культуры и спорта (в составе этого ведомства находится комитет индустрии туризма) концепцию развития туристской отрасли до 2023 года. Этот документ предполагает создание шести кластеров: “Астана - сердце Евразии”, “Алматы - свободная культурная зона Казахстана”, “Жемчужина Алтая”, “Возрождение Великого шелкового пути”, “Каспийские ворота”, “Единство природы и кочевой культуры”, что даст мощный толчок развитию как внутреннего, так и въездного туризма. Кроме того, планируется привлечение инвестиций для трех стратегических проектов: строительство международного туристского центра “Акбулак” в Талгарском районе Алматинской области, медицинского центра Mount Sinai в Алматы и развитие курортной зоны отдыха “Кендерли” в Мангистауской области. В планах государства также подготовка квалифицированных кадров для сферы туризма и внесение изменений в целый ряд законодательных актов. К примеру, будут рассмотрены вопросы строительства прибрежных кафе в водоохранных полосах, расширения перечня разрешенных игорных зон, предоставления более доступных цен на авиаперевозки, разработки новых маршрутов, расширения маршрутов поездов, открытия туристских автобусных маршрутов для обзорных экскурсий в Астане, Алматы и Шымкенте, введения сезонных автобусных маршрутов к региональным туристским объектам и т. д.

Мнение туриста

Владлена ШЕВЦОВА, преподаватель:
- Мои родственники и друзья много рассказывали про Алаколь, и мы с семьей решили провести там отпуск. Я и не предполагала, что могу так разочароваться. Во-первых, дорога. Мы выехали в 20 часов и прибыли на место на следующий день около 10 часов. 14 часов в пути - это очень тяжело, особенно когда трасса плохая - автобус так подскакивал на ухабах, что у меня весь следующий день, простите, пятая точка болела. Во-вторых, сервис. В нашем пансионате были проблемы с кухней: администрация постоянно меняла правила. Вначале говорили, чтобы мы сидели: мол, официанты будут приносить ваши заказы. Потом сделали самообслуживание, так что толпа отдыхающих постоянно толкалась в душной кухне с подносами. Затем отменили выбор блюд, и приходилось есть что дают. Ну и, конечно, пляж. Шезлонги и зонтики платные, их мало, на всех не хватает. Узенькая полоска берега из гальки, после обеда в воде водоросли плавают, из-за чего туристам приходится ездить на лодке на косу подальше от берега - естественно, не бесплатно. Домики были хорошие, мусор убирали - еще бы, за такие деньги! На троих человек - я, муж и ребенок - вышло около 300 тысяч тенге (с дорогой и платным ужином) за 5 дней. После этого отдыха мы решили, что больше на Алаколь ни ногой! В следующий раз поедем на свой любимый Иссык-Куль или в Турцию.

Мнение экспертов

Виктор ЯМБАЕВ, президент Ассоциации предпринимателей Алматы:
- Болтовня о развитии туризма идет на протяжении многих лет. Въездной туризм не получился, так теперь заговорили о внутреннем. Сейчас у нас внутренний туризм - это элитарный отдых. Но цена у себя дома не должна быть выше, чем за 3-5 тысяч километров. К тому же сейчас во всем мире остро встала угроза терроризма и экстремизма. Не каждый рискнет поехать в страну, где есть исламский фактор, и мы должны этим пользоваться. Сейчас надо давать зеленый свет людям, которые создают туристическую инфраструктуру. Сколько земель пустует вокруг Алматы! Как собаки на сене. Я предлагал отобрать пустующие земли и отдать другим людям, поставив жесткие условия. Пусть строят там небольшие гостиницы, хостелы, пансионаты. Больше будет таких объектов - будет здоровая конкуренция, и цены снизятся. А когда будут приемлемые цены в том же Бурабае, там будут отдыхать не только депутаты, но и семьи с небольшим достатком. Еще проблема: как добраться до места отдыха? Билеты на поезд подорожали, сейчас они стоят столько, сколько еще совсем недавно стоили билеты на самолет. А самолет, наверное, скоро будет стоить как путешествие в космос. В развитых странах туристы будут в космос летать за эти деньги, а мы из Алматы в Астану.
А вообще, внутренний туризм был и до различных правительственных программ. Люди ездили отдыхать дикарями. Дикий отдых на диком берегу в палатках. И, может, эту практику стоит возобновить, обустроив места для кемпингов.
Карлыгаш МАКАТОВА, гид:
- Главные наши проблемы - это дороговизна отелей, авиа- и ж/д билетов. Я думаю, тут необходимы меры на национальном уровне. Нужно удешевление услуг отелей и повышение качества сервиса (сомневаюсь, что возможно снизить цены на билеты, поскольку у нас большие расстояния). Если это сделать, то от туристов не будет отбоя - ведь отдыхать хотят все. Кстати, большинство отелей пустуют в зимнее время. Если бы отельерам сделать какую-то программу на этот период с включением различных дополнительных услуг, отдыхающих было бы намного больше. Еще я заметила, что у нас практически не существует пакета услуг внутри страны. Ты должен сам покупать путевку, билеты и т. д. Причем временные затраты на это колоссальные. А между тем многие были бы рады такому турпродукту, как, например, поездка в Бурабай с заездом на день в Астану. Я бы с удовольствием на длинные выходные такой тур купила, даже если бы это было дороже, чем по отдельности. Туроператоры могли бы развиваться в этом направлении, но они чаще всего нацелены на обслуживание иностранных гостей, потому что те платят больше. Нет мотивации работать на местный рынок. Да и вообще в туристическом бизнесе большая текучка. Люди много денег не зарабатывают, поэтому остаются только главы компаний, а средний и младший персонал все время меняется. В этом, наверное, и есть загвоздка, потому что люди не мотивированы развивать бизнес, они не видят перспективы. Хотя я считаю, что внутренний туризм - это Клондайк, если правильно выстроить всю схему.

Наши цифры
- Доля туризма в ВВП Казахстана составляет около 0,9 процента. В 2015 году объем доходов от туристической деятельности составил 236,4 млрд. тенге.
- Численность занятых в отрасли - 103,6 тыс. человек. Уплаченные налоги и другие обязательные платежи от туристской деятельности в бюджет республики - 11 млрд. тенге.
- По состоянию на 2016 год в Казахстане функцио-нировала 2031 туристская организация, 2754 места размещения на 138 062 койко-места. При этом в 2016 году заполняемость койко-мест в гостиницах составила всего 23,8 процента.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Опрос в тему
Вы поедете отдыхать на казахстанские курорты, если...
-О ни снизят цены
-Повысят уровень сервиса
-Предложат интересные туристические программы
-Я и так отдыхаю в Казахстане
-Все равно буду ез­дить за границу
Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz на главной странице в правой колонке

Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Облегчат ли поправки в закон “О дорожном движении” жизнь автомобилистов?
Да, послабления все-таки есть...............................12%
Нет, лишение прав за выезд на встречку нивелирует все остальное...............................................................24%
Ожидал от этого законопроекта большего................64%

(О том, как развивается туризм в Восточном Казахстане, читайте в следующем материале "Поперёк правил")

Поделиться
Класснуть