3110

...А включаешь - не работает!

Систему электронного обучения вновь критикуют. В минувший понедельник депутаты Гульмира ИСИМБАЕВА и Гульжана КАРАГУСОВА предложили закрыть программу как неэффектиктивную, даже несмотря на то, что государство уже вложило в нее более 27 миллиардов тенге! Напор народных избранниц был настолько силен, что министру финансов Бахыту СУЛТАНОВУ пришлось пообещать: вместе с коллегами из Мин­образования и науки они обсудят судьбу e-learning. Почему же депутаты так ополчились на новые технологии, которые должны облегчить жизнь учителей и учеников и повысить контроль за успеваемостью со стороны родителей?

Шум вокруг электронной системы обучения впервые поднялся чуть менее года назад - сбои в работе программы обнаружил тогдашний вице-министр образования и науки Мурат АБЕНОВ. Он побывал с рабочими поездками в нескольких регионах, а также не поленился посетить одну из столичных школ. И везде e-learning зависал и не позволял загружать учебники. Даже в столице программа давала сбой!
В результате в министерстве была создана рабочая группа, куда вошли и независимые эксперты, которая приняла решение: отложить оплату разработчику и оператору программы e-learning - АО “Национальные информационные технологии” - 10 миллиардов тенге в связи с невыполнением обязательств. Министерство даже попыталось разорвать контракт с “технологиями” и вообще отказаться от выплаты этой огромной суммы (см. “Приключения электроники”, “Время” от 6.11.2013 г.).
Однако в АО “НИТ” терять столь ценного клиента не захотели и подали в суд на Министерство образования и науки. Во всех трех столичных инстанциях истец доказал свою правоту и обязал МОН вернуть почти 10 миллиардов тенге. Но программа требует дальнейших затрат - с 2015 по 2017 годы, по мнению правительства, необходимо вложить дополнительно 16 миллиардов тенге, чтобы подключить к неважно работающей системе еще 1159 школ. Именно эти деньги депутаты и требуют вычеркнуть из расходной части бюджета.
Действительно ли с e-lear­ning все так плохо?
- С этой программой были связаны большие ожидания, - вспоминает экс-депутат мажилиса, бывший директор гимназии №1 Петропавловска Раиса ПОЛИЩУК (на снимке). - Я ведь помню, как нам расписывали e-learning: все будет в Интернете, учителям и родителям станет гораздо удобнее. Но фактически на учителей взвалили двойную нагрузку. Сейчас они наряду с бумажными заполняют электронные журналы, то есть тратят на работу в два раза больше времени, чем раньше! И нагрузки на учителя бе­зумные.
Но проблема e-learning даже не в том, что теперь приходится вести два журнала, КПД программы слишком низок, тем более с учетом огромных сумм, которые инвестированы в эту программу, считает Раиса Полищук.
- Безусловно, какую-то часть жизни учителей и родителей программа облегчила: есть ведь какие-то административные вещи, которые в электронном виде заполнять проще, - признает она. - Но мы ждали совсем другого результата. Сейчас трудности во всем - скачать учебник, открыть учебник, вести всю документацию. При этом попробуй скажи хоть слово против - тут же негативная реакция со стороны руководства. И у учителя остается все меньше времени на свои непосредственные обязанности. Это огромный минус. Ради чего государство потратило десятки миллиардов тенге?
Одним из плюсов e-learning разработчики называют появление электронного дневника школьника, из которого нельзя удалить оценки или вырвать страницы. Родители могут в режиме онлайн наблюдать за достижениями своих детей. Но электронные дневники ведут и в частных школах, причем стоит это удовольствие гораздо дешевле!
- Мы ввели электронные дневники несколько лет назад и очень довольны, - рассказывает директор школы Архимеда Архимед ИСКАКОВ (на снимке). - Очень удобная вещь. Родители следят за успеваемостью, различные объявления мы через дневники делаем - дети ведь могут что-то забыть. Мы познакомились с несколькими разработчиками, нам написали эту программу, и за ее поддержку мы платим около 200 долларов в месяц. У нас школа небольшая, детей немного. Платить миллиарды мы не в состоянии.
Однако главная функция системы электронного обучения - единая база учебных пособий. Неважно, где учится юный казахстанец - в столичной гимназии или в маленькой сельской школе - он должен иметь возможность скачать е-учебник и заниматься по нему. Но Архимед Искаков считает, что эта идея в корне неверна.
- Никто сейчас не понимает, какой должна быть современная биб­лиотека, - рассуждает директор частной школы. - Раньше я гордился, что у меня в школе было 56 тысяч томов самой разной литературы. Но фактически никому не нужны 96 томов Льва Толстого или 33 тома Чарльза Диккенса, разве что специалистам. И сейчас создавать единую электронную библиотеку мне кажется неправильным. Уже смысла нет даже компьютеры ставить - можно на электронные книги закачать любое количество литературы. Тем более в Интернете все эти издания есть. Мне кажется, мы стремимся создать электронную систему обучения только для того, чтобы говорить, будто находимся в русле технологических новинок. Но это туфта полная! Малолетние дети на своих “айпадах” быстрее найдут в Интернете информацию, чем эта система заработает. Мы забываем, что школы - это не электронные системы и не интерактивные доски. Школа - это учитель. Если я найду интересного учителя суахили - через 2-3 месяца полшколы будет за ним бегать и говорить на суахили. А если мы закачаем всем ученикам на компьютеры учебник по суахили - это сработает?
Претензии педагогов можно понять, ведь с появлением e-learning им приходится осваивать компьютеры и тратить гораздо больше времени на работу. Вопрос в другом: неужели за 27 миллиардов тенге нельзя было создать что-то более удобное, полезное, эффективное?
- E-learning - это не наше изобретение, такие же программы действуют во многих странах, - говорит глава Интернет-ассоциации Казахстана Шавкат САБИРОВ (на снимке). - Если электронные дневники, расписание занятий и учебники работают без сбоев, то это довольно удобно. Но вопрос здесь не в том, что из себя представляет наша казахстанская система и какой у нее функционал. Непонятно, почему она стоит так дорого! За все это время никто не может дать внятных объяснений, из чего складывается такая стоимость. Депутаты об этом и говорят: покажите свои затраты, чтобы было понятно, на что идут деньги. Тем более в самих программах нет ничего суперсложного. В России, например, тех же электронных дневников уже разработано огромное количество. Кроме того, крупные компании типа “Майкрософт” делают огромные скидки на свое программное обеспечение, если оно используется в образовательных программах. То же самое касается и оборудования - не обязательно покупать для школ самые дорогие компьютеры. Я считаю, что расходы можно уменьшить. И мне интересно знать, почему на e-learning нужно выделять такие огромные суммы. Если разработчик покажет свои расходы, вопросов к нему сразу станет меньше.
Впрочем, повисает в воздухе главный вопрос: кто ответит за миллиарды, выброшенные на ветер “инновационных” перемен?

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира Заикина, Алматы

Поделиться
Класснуть