11821

А жильцам закон не писан

Сегодняшнее коммунальное чтиво - продолжение нашего предыдущего материала из этой серии (см. “Жилищно-капитальный хаос”, “Время” от 26.3.2016 г.). Тогда, напомним, мы акцентировали внимание на том, что в настоящее время, увы, не закон в конечном итоге является определяющим в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Показатель успешности того или иного КСК (кондоминиума) и уровень комфортности проживания в отдельно взятой многоэтажке сегодня напрямую зависит от культуры, порядочности и одержимости главы кооператива и/или старшего по дому (по подъезду). На наш взгляд, реальных положительных подвижек в ЖКХ не добиться, пока в этой системе превалирует субъективный фактор.
Поводом для написания этого материала стали многочисленные жалобы в нашу редакцию возмущенных читателей - жителей многоквартирных домов, которые категорически отказываются платить по новой графе, с недавних пор появившейся в квитанциях коммунальных платежей, - о сборе средств на капитальный ремонт многоэтажек. Мы решили разобраться, и вот что из этого вышло.

При внесении изменений в закон о жилищных отношениях парламентарии были одержимы, конечно же, благими намерениями: хотите жить в комфортных условиях - не жалейте денег на содержание и ремонт своего дома, дорогие хозяева квартир. Но, как теперь выясняется, в обновленной редакции документа нет статьи, регламентирующей ответственность, а точнее - санкции в отношении жильцов многоэтажек за неуплату средств на капремонт общедомового хозяйства. Если незнание закона не освобождает от ответственности, то что делать, если ответственности нет вовсе? Вот и “пошла плясать губерния”!
Поясним. Согласно законодательным нововведениям теперь каждый КСК или кондоминиум должен иметь два банковских счета: текущий, на котором аккумулируются так называемые целевые, и накопительный, куда зачисляются взносы жильцов на капремонт дома. Размер ежемесячных отчислений владельцев квартир на второй счет устанавливается общим собранием собственников квартир, но он должен быть не менее 0,02 месячного расчетного показателя за один “квадрат” жилья, разъясняет управляющий партнер Казахстанской лиги юристов Антон САМОХИН (на снимке). Если исходить из того, что в этом году МРП составляет 2121 тенге, то, к примеру, за квартиру в 60 квадратных метров собственник как минимум должен ежемесячно отстегивать из своего бюджета 2545 тенге.
В общем, закон принят и его надо выполнять. Но как?
- Какой-либо административной или уголовной ответственности у собственников квартир за неуплату взносов на капитальный ремонт нет, - подтвердил наши сомнения юрист Александр КАПЛАН (на снимке).
Вот те раз! Получается, что счет есть, но денег на нем может и не быть.
Председатель Ассоциации КСК Петропавловска Сергей ХУДЯКОВ (на снимке), принимавший участие в составе рабочей группы в подготовке изменений в закон о жилищных отношениях, предлагал ввести ответственность собственников квартир за неисполнение утвержденных норм:
- Сейчас кругом и всюду ответственность несут председатели КСК, а между тем они не могут принять решение за собственников жилья, которые отказываются что-либо делать. А делать надо - многие дома реально нуждаются в ремонте, если мы говорим именно об этом! Мы предлагали ввести санкции в отношении владельцев квартир, которые не хотят нести ответственность за капремонт, в виде административных штрафов, причем постепенно увеличивая их с каждым месяцем: сначала - в размере 1 МРП, не хочет платить и дальше - 2 МРП и так далее по нарастающей. Когда накопится приличная сумма долга и дело дойдет до суда, собственник обязан будет выплатить и сумму за капремонт, и адмштраф. Тогда и придет ответственность.
Однако депутаты, сожалеет Худяков, не восприняли его доводы.
К слову, об ответственности рулевых КСК. Они могут быть привлечены как к административной, так и к уголовной ответственности. К уголовной - по статье 250 УК в случае злоупотребления полномочиями (если он использовал свои служебные полномочия вопреки законным интересам кооператива в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций) и по статье 189 - за присвоение или растрату денежных средств и/или иного вверенного ему чужого имущества. А председателей КСК, не открывших накопительный счет в течение 15 дней после регистрации, ждут административные штрафы.
Но какова позиция самих парламентариев относительно накопительных счетов и ответственности жильцов? Депутат предыдущего состава мажилиса Айгуль СОЛОВЬЕВА (на снимке), принимавшая участие в обсуждении этих самых поправок в закон о жилищных отношениях, утверждает, что в новой редакции документ повысил ответственность как собственников квартир, так и председателей КСК:
- Основное направление этого закона - согласие собственников. Они сами должны принимать решение. Если, к примеру, жильцы дома во время проведения капитального ремонта подписывают договор с сервисной компанией и в протокол занесено, что они участвовали и не возражали, то они и несут ответственность за не­исполнение обязательств, только согласно уже Гражданскому кодексу.
- Предусмотрено ли в законе наказание для тех собственников квартир, которые не хотят сдавать деньги на капитальный ремонт дома? - задали мы г-же Соловьевой “корневой” вопрос.
- Наши граждане вечно хотят кого-то наказать! У нас люди привыкли, как в советское время, чтобы за них все время принимали решения, - последовал, как нам показалось, витиеватый ответ. - Председатель КСК может все просто держать под контролем, а все решения должны приниматься сообща собственниками квартир. Жильцам нужно ходить на собрания, а председателей КСК необходимо принудить предоставлять смету и отправлять любое принятое кооперативом решение на электронную почту тем жильцам, которые по каким-то причинам не явились на собрание. Если жильцы отказываются платить, значит, плохо разъясняют председатели КСК! Мы проводили пилотный проект на примере одного дома в Астане. Когда сервисная компания разъяснила каждой бабушке и каждому его жителю, куда она тратит деньги, каким образом, какую цель принесет и выгоду, то все они, собственники квартир, согласились и в итоге остались довольны ремонт­ными работами.
Основная проблема и жильцов многоэтажек, и председателей КСК в том, считает Айгуль Соловьева, что они плохо знают законодательство.
В чем-то солидарны с экс-депутатом юристы Самохин и Каплан, частенько представляющие интересы граждан в судах. По их мнению, нет необходимости создавать в законе отдельные статьи об ответственности жильцов и наказании за неисполнение этой ответственности. Все споры, полагают они, можно урегулировать в досудебном порядке путем переговоров и направления претензий в адрес должников. А в случае, если это не сработает, обратиться в суд.
- Деньги с должников можно взыскать через суд со ссылкой на тот же закон о жилищных отношениях, в котором указано, что собственники обязаны содержать общее имущество, а также со ссылкой на протокол общего собрания, - по­яснил Александр Каплан.
Понятно, что для юристов судебные заседания - обычная работа. Но хватит ли у председателя КСК сил, времени и здоровья, чтобы именно таким вот способом, через суд, собирать деньги на капремонт?
А вот председатель Ассоциации КСК Алматы Шамиль МЕНДЫГАЛИЕВ (на снимке) предлагает не наказывать неплательщиков, а в корне менять подходы в решении хронических проблем ЖКХ, да так, чтобы собственники квартир запросто соглашались вносить взносы на будущий капремонт дома. Он предлагает, как мы уже сообщали, создать в крупных городах единый банковский счет на ремонт жилья.
- Конечно, кто и по сколько скидывается на капитальный ремонт, определяется на общем собрании жильцов, а каждый кондоминиум или КСК через 15 дней после его регистрации обязан открыть в банках второго уровня два счета: текущий и накопительный. А ведь обслуживание каждого счета требует не менее 10 000 тенге в месяц, которые оплачиваются из денег собственников квартир! - конкретизирует Мендыгалиев свою позицию. - А где гарантия, что банки не обанкротятся в очередной раз, как это было в 2008 году? Что в таком случае будет с деньгами собственников квартир, которые аккумулируются на счетах? Вот если бы наши законодатели по примеру России открыли в каждом городе по одному регио­нальному счету и собирали бы с собственников квартир в месяц по 5-6 тенге за квадратный метр... Давайте подсчитаем. Общая площадь жилых домов в Алматы по состоянию на конец прошлого года составляла 28 миллионов 236 тысяч квадратных метров. Умножьте это на 6 тенге, и получите примерно 169 миллионов, за год это почти два миллиарда! Учредить список домов по ветхости постройки и проводить капитальный ремонт из этих средств - тогда и не возникало бы вопросов об ответственности и наказании.
Не исключено, что предложение Мендыгалиева может снять остроту проблемы денежных взносов пенсионеров, инвалидов и мало­имущих, которые и без того тратят на оплату коммунальных услуг порой чуть ли не половину своих пенсий и пособий, а капремонта дома в силу возраста и здоровья могут и вовсе не дождаться. Кстати, руководитель отдела жилищной инспекции управления жилья акимата Алматы Саид КАЛИЕВ советует представителям уязвимых слоев населения обращаться в управление занятости и соцпрограмм, где им могут предоставить материальную помощь.
Но возникает и другой животрепещущий вопрос: а захотят ли наши люди делиться своими накоплениями, пусть и небольшими, с другими страждущими, если будет один большой счет?

Вместо P. S. Вот и получается, что обновленный закон о жилищных отношениях хоть и обязывает жильцов содержать дом в порядке, вовремя проводить капитальный ремонт, следить за инженерными системами - водопроводом, электросетями, канализацией и так далее, но... исключительно полагаясь на их добрую волю.
На наш, журналистский, взгляд, народные избранники и власть в целом понимают всю проблематику системы ЖКХ, но не хотят или опасаются обязывать, обременять людей, считая, что карательные меры могут вызвать социальный протест. Вместо прозрачного и понятного закона прямого действия они принимают всевозможные поправки и дополнения, которые только усложняют и запутывают ситуацию. Крайними же в длинной цепочке жилищно-бытовых отношений остаются руководители КСК, а вместе с ними и суды, заваленные коммунальными тяжбами. Им разве заняться больше нечем?

Екатерина ТИХОНОВА, Наиль ИШМУХАМЕТОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Кстати

Деньги - в трубу
На модернизацию ЖКХ в рамках программы “Нурлы жол” в этом году выделено 75 млрд. тенге, сообщил председатель правления АО “Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ” Сергей ЧАЙЖУНУСОВ.

- На 2016 год в рамках бюджетного кредитования утверждена дополнительная сумма в 75 млрд. тенге: на 48 проектов по водоснабжению предусмотрено 22,4 млрд. тенге, на 20 проектов по водоотведению - 10,5 млрд. тенге, на 31 проект по теплоснабжению - 44,2 млрд. тенге, - сказал С. Чайжунусов на брифинге в минувшую пятницу.
По его словам, в этом году вводится новый механизм поддержки и финансирования тех субъектов естественных монополий, которые участвуют в программе модернизации ЖКХ совместно с международными финорганизациями. Сумма, утвержденная на субсидирование в 2016 году, составляет около 14,5 млрд. тенге.
Как сообщалось ранее со ссылкой на данные комитета по делам строительства, ЖКХ и управления земресурсами Миннацэкономики, общая потребность в инвестициях на модернизацию систем тепло- и водоснабжения, а также водоотведения в Казахстане превышает 2 трлн. тенге.
По сообщению КазТАГ

Поделиться
Класснуть

Свежее