2930

Аппетит приходит во время езды

Поутихшая было война между пассажироперевозчиками и акимом Семея Ермаком САЛИМОВЫМ (на правом
снимке) разгорается с новой силой. На днях “короли баранки” пригрозили: если власти немедленно не одобрят повышение тарифа, то с 20 февраля автобусники перейдут на сокращенный режим работы. Тогда градоначальник созвал бунтарей на совещание, чтобы с участием прокурора города Марата ТУРУБАЕВА (на правом снимке) объяснить, чем им грозит шантаж.

Затянувшееся противостояние началось еще в августе 2015 года, когда перевозчики попытались самовольно поднять стоимость проезда с 60 до 80 тенге. Ермак Салимов тогда огласил свой “встречный план”: тариф будет поднят, только если руководители автопарков предоставят документально подтвержденные данные о своих доходах и расходах
(см. “Аким Семея бросился под автобус”, “Время” от 4.9.2015 г.). С тех пор минуло полтора года, но ни один из шести перевозчиков так ничего и не предоставил, что не­удивительно: практически 80 процентов транспорта не принадлежит автопаркам! ТОО выигрывают в тендере по перевозкам у акимата маршруты. А потом сдают их в аренду индивидуальным предпринимателям. То есть любой желающий, если у него есть автобус, платит в диспетчерскую и выезжает на маршрут зашибать бабло! То есть перевозчики отчитаться о своем дебете-кредите не могут: они же просто получают наличку от арендаторов индивидуально. Вот они предъявляют акимату ультиматум: или одобряете повышение тарифа (по оценке перевозчиков, оптимальная плата за проезд 110 тенге!), или с 20 февраля будем выводить на маршруты все машины только в часы пик. В остальное время половину, в выходные дни - 60 процентов. Время окончания работы общественного транспорта во все дни недели - 19.00.
К слову, два крупных перевозчика - ТОО “Семавтопарк” и ТОО “Азия Combi”, у которых на двоих 70 процентов всех городских маршрутов, еще в прошлом году негласно перешли на сокращенный график. Ермак Салимов напомнил: есть такое понятие “количество кругов, выполняемых автобусом по маршруту”. Пороговый уровень - 70 процентов. Если он ниже, то акимат имеет право расторгнуть договор с перевозчиком. У ТОО “Семавтопарк” и ТОО “Азия Combi” в ноябре было всего 52 процента, в декабре - 66 процентов, в январе - 61 процент.
Что же будет, если остальные перевозчики последуют примеру “больших братьев”? Ничего хорошего, предупредил прокурор города.
- Вопрос о повышении тарифа назрел. Повышать необходимо. Но все вопросы надо решать в правовом поле, а не путем дебатов или шантажа, как это происходит сейчас. Если вы подписали договор - будьте добры выполнять свои обязательства. Не согласны? Обращайтесь в суд. Но вы не имеете права самовольно сокращать маршрут, менять маршрут. Если сделаете это, будете нести ответственность! - заключил Марат Турубаев.
Тут, конечно, “короли баранки” принялись давить на жалость. Так, директор ТОО “Семдортехника-2” Геннадий ПЬЯНОВ посетовал: индивидуальные предприниматели не хотят работать! Почему? Да потому, что цена на ГСМ выросла вдвое. Денег не хватает на эксплуатацию машин... Кивали перевозчики и на столицу области Усть-Каменогорск: им, дескать, можно повышать тариф до 90 тенге, а почему нам нельзя?
И тогда градоначальник Ермак Салимов спустил их с небес на землю:
- В Усть-Каменогорске одна компания обновила свой автопарк на 30 процентов, другая - на 70! А у нас на автобусы страшно смотреть! Почему бы еще Туркестан не вспомнить? 280 тысяч жителей, 400 автобусов, а проезд… 30 тенге!
Впрочем, окинув взором поникших автобусников, мэр немного сбавил обороты:
- Да вижу я все! Но мы не можем просто так поднять тариф. Дайте расчеты, подтверждающие ваши расходы и доходы. Если вы предоставить их не можете, давайте потерпим немного. Мы объявили конкурс. 18 февраля определится компания, которая все нам подсчитает - и расходы ваши, и доходы, и многое другое. Вся проблема только в этом.
В отличие от главы Семея рядовые горожане настроены более критично. Новость о желании перевозчиков повысить плату за проезд почти в два раза вызвала взрыв в социальных сетях. Люди согласились бы платить больше (на 10-15 тенге), но только при условии, что качество обслуживания заметно улучшится. А вот об этом речь даже не идет - самих перевозчиков их обслуживание вполне устраивает. Но народ-то не обманешь!
“Грязные автобусы, хамское отношение к пассажирам, гонки на маршрутах… За что увеличение тарифов? - недоумевает Никара ТАИПОВА. - Еще и недавнее ЧП с перевозкой (невыездом на маршруты) учащихся Назарбаев Интеллектуальной школы! В мороз дети остались на остановках! Только в одном классе уже трое детей лежат с температурой!”
“Перевозчики пугают тем, что сократят время работы? Серьезно? А разве есть, куда сокращать? - вопрошает Анна ТРИФОНОВА. - После семи часов вечера многие маршруты уже сходят с линий. В это время людей с остановок подбирают таксисты - по четыре человека в салоне. По сто тенге с носа. На окраинах автобусы просто недоезжают до конечных остановок. Детям, пенсионерам и инвалидам приходится идти пешком лишних два километра. И это в мороз, по обледеневшим дорогам! В будни ожидание автобуса растягивается на 30-40 минут. В воскресенье просто никуда невозможно уехать. Приходится брать такси”.
Горожане давно мечтают о создании в Семее муниципального автопарка: новые, чистые автобусы, которые ходили бы строго по расписанию с 6.00 до 23.00, водители бы не курили, а кондукторы не лузгали бы семечки и не переругивались с пассажирами. Годы идут, а мечта эта так и остается несбыточной...

Милана ГУЗЕЕВА, фото предоставлены пресс-службой горакимата, Семей

Поделиться
Класснуть