3620

Битва за место

Таксист Гульнар АЙТЖАНОВА (на снимке) сражается с конкурентами- нелегалами за место на парковке и за клиентов. Уступать женщине мужики не хотят, и порой дело доходит до драки.

- Гриша, Гриша, а ну стой, говорю!
Гульнар, схватившись одной рукой за сползающую с головы шаль, со всех ног бежит вверх по улице Шокана Уалиханова, что в старой части Актобе. Прижав к груди сумку, я пытаюсь поспеть за автомобилисткой. Наша цель - молниеносно удаляющийся от нас пенсионер Гриша, на которого Айтжанова не первый месяц точит зуб. Да что там Гриша! Пожилой человек хоть иногда уступает Гульнар свою очередь за клиентами, удивляя ее редкими проблесками совести. Но ведь помимо Гриши есть еще Алеке, Баке, Витек, Вован и “целая тележка” нелегальных извозчиков, которые вытесняют Гульнар с законного места.
Парадоксальная ситуация сложилась в Актобе в сфере организации работы транспорта. Власти определили специальные места для парковок легального такси и даже оборудовали их соответствующими табличками, только порядок на этих участках никак не могут навести. В итоге все хлебные места захватили подпольные извозчики.
- Я занимаюсь частным извозом более 15 лет и имею все разрешительные документы, - объясняет мне запыхавшаяся Гульнар.
Силуэт Гриши растаял на горизонте, и мы с ней возвращаемся на парковку.
- Но какая мне польза от того, что я работаю легально, если нет покоя от тех, кто не утруждает себя получением патентов и прочих официальных бумаг! Видели же: стоило мне сказать, что придет представитель прессы, как они тут же все разбежались!
На парковке, определенной государством для законных такси, ни души. Точнее, машины стоят, только владельцев нет. Похоже, все последовали примеру Гриши.
- Так называемые подпольные извозчики занимают официальную стоянку такси, выделенную местными властями, и ничего за это не платят! - возмущена Айтжанова. - У них нет никакого разрешения на предоставление услуг такси, никаких отчислений в бюджет или пенсионные фонды они не производят. Более того, припарковавшись здесь, они между собой делят клиентов. Почему я должна с этим мириться?!
Самое обидное, что женщине чаще всего не достается на официальной парковке места. Гульнар рассказывает, что не раз припарковывалась из-за этого где-нибудь рядом и тут же зарабатывала штраф от полицейских.
Нелегким, но честным трудом зарабатывает на жизнь одинокая 53-летняя женщина - на судьбу не жалуется, привыкла полагаться только на себя. Живет Гульнар в поселке Бестамак в 25 км от областного центра, возит людей из Актобе в Бестамак и обратно, в день по 4-5 рейсов, да еще по городу. Несколько лет назад продала старую машину и купила две новые. Теперь ее единственный 27-летний сын тоже таксует с мамой, но только 15 дней в месяц, свободных от вахты. Вместе с сыном каждый месяц Гульнар выплачивает кредит в 380 тысяч тенге за две машины. Но из-за нелегалов-”бордюрщиков” ей пришлось снизить цены: вместо 250 тенге с человека до Бестамака брать по 200, как конкуренты. Вот только у них нет расходов на отчисления в бюджет и страховку, а Гульнар платит немалые деньги да еще и несет ответственность за пассажиров.
С просьбой навести порядок женщина и еще несколько ее коллег, работающих по патенту, не раз обращались в различные официальные органы. Как выяснилось, городской отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог отвечает только за установку соответствующих знаков на местах, определенных как официальная стоянка для такси, - всего городские власти открыли 47 подобных стоянок.
- Что касается жалоб по поводу незаконных частных извозчиков, то легальные таксисты с этим вопросом должны обратиться в правоохранительные органы, - говорит завсектором отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Актобе Руслан ТОРЕГАЛИ.
Только вот полиция никак не наведет порядок на небольшом участке дороги, где паркуется Гульнар, хотя и расположен он в двух шагах от ГУВД! Полицейские советуют таксистам ссылаться на статью закона… “приставание в общественном месте”. Мол, для начала необходим официальный факт приставания назойливых таксистов, а там, после задержания, разберутся - у кого есть патент, у кого нет.
Услышав такие ответы, легальные таксисты решили:
- Нам осталось обратиться в дисциплинарный совет. Новое руководство департамента по делам госслужбы - наша последняя надежда! Может быть, они заставят нерадивых чиновников работать как следует и навести порядок на парковках для законных такси?!

Антон МОЛДИН, фото Султана МУРАТОВА, Актобе

Поделиться
Класснуть