5612

Бухта погибших кораблей

     Севший на мель танкер “Аракс” в Каспийском море обещают до начала весны полностью демонтировать и утилизировать.

История с севшим на мель бункеровочным танкером “Аракс” началась еще в ноябре 2016 года. Из-за обрыва якоря судно село на мель в районе мыса Песчаный Мангистауской области. На борту танкера находилось около 700 тонн нефтешлама и 13 бочек отработанного масла. Российский танкер-бункеровщик принадлежал компании “Транс Каспий” и занимался санитарной очисткой других кораблей. На протяжении полугода местные уполномоченные органы вели переписку с российской стороной, в результате чего было выяснено, что судо­владелец танкера обанкротился, а само судно снято с реестра порта приписки города Махачкалы. Не все ясно было и с экипажем судна: когда танкер вышел в рейс, на его борту находилось восемь граждан России. Однако на момент аварии на борту было лишь три члена экипажа - капитан, его помощник и механик. После ЧП капитан сбежал с судна, его удалось задержать в Атырау. А спустя месяц после аварии механик покончил жизнь самоубийством, сбросившись с танкера.
Между тем в июне 2017 года экологи во время очередного взятия проб атмосферного воздуха на танкере зафиксировали превышение метана на 51,4% предельно допустимой концентрации, что могло привести в любой момент к взрыву и дальнейшей утечке в море нефтеотходов. По предварительным данным экологов, ущерб от розлива нефтепродуктов мог составить около 2 миллиардов тенге. Тогда акимат Мангистауской области поручил чиновникам в срочном порядке через суд признать судно бесхозным и приступить к утилизации нефтеотходов.
- В прошлом году на очистку танкера из бюджета было выделено 39 миллионов тенге. Подрядная организация наполовину очистила танкер от отходов, после чего для экономии бюджетных средств мы приняли решение передать судно в частную компанию, - рассказывает и.о. руководителя департамента экологии Мангистауской области Руслан ТУКЕНОВ (на снимке).

- Танкер выкупило ТОО “Батыс Мунай Транс”. Сейчас судно полностью очищено от отходов, начаты работы по его распилу. Мы каждый месяц выезжаем на место демонтажа и заявляем, что танкер никакой угрозы экологии акватории Каспия не представляет. На данный момент работы по демонтажу завершены на 70%. Весь металлолом вывозится на полигон специализированной компании, имеющей лицензию на его утилизацию.
Между тем это не единственный брошенный корабль на Каспии в Мангистауской области. По данным руководителя РГУ “Морская администрация портов Актау и Баутино” Нурбола ЕРМАНОВА (на снимке), сегодня в районе Баутинской бухты и северной части моря находятся 36 затонувших судов.

Среди них катера, баржи и военные корабли, на которых раньше проводили учения. Уже многие годы этот участок считается опасным для навигации других кораблей. По словам Нурбола Ерманова, если места всех 36 судов установлены давно, то теперь же требуется провести обследование всей казахстанской акватории Каспия, чтобы определить места новых затонувших кораблей и нанести их на навигационные карты. В настоящее время эти вопросы решают Министерство индустрии и инфраструктурного развития и Министерство обороны.

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, фото морской администрации портов и региональной службы коммуникаций, Мангистауская область

Поделиться
Класснуть