5556

Чужая судимость

Настоящий театр абсурда развернулся вокруг жителя Тараза Кайрата КОЖАХМЕТОВА: шестнадцать лет назад некий воришка воспользовался его персональными данными, и теперь бедняга никак не может доказать, что он - это он, а не тот злодей…

Итак, жил себе человек да жил. Строил планы и потихоньку их воплощал. Сразу после школы поступил в ТарГУ на факультет экономики и бизнеса, получил специальность “финансы и кредит”, заодно звание лейтенанта запаса и устроился работать по специальности. Трудился сначала в коммунальной сфере, затем в частной компании занимал пост финансового менеджера, и вскоре молодого толкового работника приняли на работу: сначала в Народный, а потом в Альянс банк. Подошло время жениться, и Кайрат выбрал в спутницы жизни красивую девушку Дану, свою коллегу. Через год, в 2014-м, у них родилась дочка Мерей.
В тот год все и началось.
В банке ЦентрКредит появилось место кредитного менеджера по работе с юрлицами. Для Кайрата, работавшего с физическими лицами, забрезжила возможность карьерного роста.
- Нас, троих претендентов на вакантные места, пригласили на собеседование, - рассказывает Кайрат. - Двое прошли, а меня не вызывают. Стал интересоваться, в чем дело, а мне отвечают, что, дескать, “имеется негативная информация из вашего прошлого”. Я в недоумении: какая негативная информация? Вроде бы вся моя жизнь на виду: никогда ни в чем противоправном замечен не был, не привлекался, приводов в полицию не имел… Есть у меня один знакомый в полиции, попросил его навести справки. И вот что он вытащил из компьютера: оказывается, человек с такими же, как у меня, паспортными данными, то есть Кайрат Талгатович КОЖАХМЕТОВ, родившийся 10 ноября 1982 года, проживающий в Жамбылской области, был судим за кражу райсудом № 2 Казыбекбийского района Караганды 22 августа 2002 года. Прочитав это, я просто остолбенел. Подумал, наверное, чья-то ошибка, опечатка в базе данных. Ведь я никогда не был в Караганде. В то время, когда выносился этот злосчастный приговор, я был студентом и даже за пределы области не выезжал. В общем, обратился с заявлением в управление комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК по Жамбылской области и попросил снять из базы данных мою якобы “судимость”.
Вскоре оттуда пришел ответ с сообщением о запросе в Караганду. Кайрат успокоился и стал ждать ответа, надеясь, что вот-вот ошибка будет исправлена.
Если бы он знал, что это только начало кошмарного марафона, где финиша и по сию пору не видать!
Ответ из Караганды не принес ничего хорошего. Как сообщил замначальника УКПСиСУ ГП РК по Карагандинской области Елжан НИЛЬДИБАЕВ своему жамбылскому коллеге, “согласно полученному ответу централизованного архива судов по Карагандинской области, приговора суда района Казыбек би г. Караганды от 22.08.2002 года в отношении Кожахметова Кайрата Талгатовича в архивном фонде судов не имеется”.
История приобретала все более детективную окраску.
После этого из жамбылского УКПСиСУ полетела бумага с просьбой удалить из базы фальшивые данные непосредственно в Генпрокуратуру. А оттуда поступил совет обратиться в суд по месту жительства.
В суд так в суд. Так Кайрат впервые в жизни стал истцом. Кстати, банковским служащим он уже быть перестал: негативная информация сделала свое дело, и парня попросили уйти из банка по-хорошему. На работу его с “судимостью” никуда не брали, свободного времени было навалом, и Кайрат со всем молодым задором окунулся в судебный… омут.
Первый процесс об исключении из правовой базы данных о фальшивой судимости Кайрата Кожахметова провел судья Таразского городского суда Бауыржан ТАЛАСОВ. Он назначил судебно-дактилоскопическую экспертизу, которая показала, что отпечатки пальцев на дактилоскопической карте, заполненной 25.06.2002 года в СИ-16 Караганды на имя Кожахметова Кайрата Талгатовича, таковому не принадлежат, а совпадают с отпечатками пальцев некоего ДЖИЕНБЕТОВА Куаныша Абдыхасовича, 1980 года рождения. Далее суд опросил жильцов дома № 25 7-го микрорайона города Тараза и установил, что в квартире 45 (этот адрес был указан в карагандинском деле как адрес Кожахметова) Кожахметов никогда не проживал. А жила там раньше бабушка-киргизка, которую соседи называли Кыргыз-апа, и было у нее два сына, один из которых когда-то жил в Караганде (!), и дочь, мужем которой являлся тот самый Куаныш Джиенбетов. По словам соседей, Джиенбетов, который, как оказалось, умер, не отличался добрым нравом, пил, куролесил и не дружил с законом, за что и был ранее судим.
Одним словом, пазл сложился. Стало примерно ясно, кто на самом деле был осужден в Караганде за кражу 2900 тенге из магазина “1000 мелочей”. Приговор суда № 2 Казыбекбийского района, по которому подсудимый был приговорен к одному году условно, отыскался-таки, правда, только его копия. А подлинник, как и уголовное дело, в архивном фонде карагандинских судов так и не нашелся! Здесь все, конечно, надо было тщательно проверять и выяснять, но то, что житель Тараза Кайрат Кожахметов не касался этой карагандинской кражи никаким боком, было вполне очевидно. И судья Таласов 17 апреля 2015 года принял верное и справедливое решение: комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК и его управление по Жамбылской области должны внести соответствующие корректировки в автоматизированную базу данных АИС СУ и АДИС комитета в отношении Кайрата Кожахметова и исключить данные о его судимости.
Вот здесь бы исполнить решение суда и поставить точку. Но не тут-то было. Ответчики (комитет по правовой статистике и его жамбылское управление) обжалуют решение, да и тогдашний прокурор города Тараза Баглан ТЕЛЕУ - как не подсобить коллегам? - вносит апелляционный протест. И апелляционная судебная коллегия по гражданским делам Жамбылского областного суда решение суда первой инстанции отменяет. Основание: наличие вступившего в законную силу и неотмененного приговора суда (того самого, казыбекбийского № 2) по уголовному делу, имеющему преюдициальное значение.

- Оно на первый взгляд так, но какое отношение имеет тот приговор лицу, укрывшемуся за фамилией Кожахметов, к настоящему Кожахметову? - недоумевает таразский юрист Асет УСАЕВ (на снимке). - Вот уже три года я наблюдаю, как правоохранители Жамбылской и Карагандинской областей как футбольным мячом играют судьбой Кайрата Кожахметова. Я уверен, что они прекрасно понимают, что этот парень стал жертвой ошибки правоохранителей и казыбекбийского райсуда № 2 Караганды, и можно было бы в течение двух-трех месяцев ошибку исправить. Но ведь тогда придется кого-то наказывать? И они думают: “Зачем нам этот головняк? Есть приговор, и будем на него ссылаться до бесконечности!”
После того как Кайрат Кожахметов потерпел фиаско в Жамбылском облсуде, он решил идти другим путем и обратился в районный суд № 2 Казыбекбийского района Караганды, чтобы отменить фальшивый приговор по вновь открывшимся обстоятельствам. Районная прокуратура наконец назначает проверку, и тут следователь Достан ИСКАКОВ выясняет, что допрошенный в качестве свидетеля бывший судья Сергей ШАПЕЛЬ уже не помнит, кого именно он осудил в 2002 году, продавец СУРКОВ тоже не может опознать того, кто похитил у него 2900 тенге, хозяйка магазина вообще не видела воришку, и снимавшая отпечатки пальцев бывший старший конт­ролер карагандинского СИЗО КАДЫРОВА, конечно, тоже ничего не помнит, но уверяет, что она все делала правильно, а как могли попасть в карту, заполненную на Кожахметова, отпечатки пальцев Джиенбетова, она понятия не имеет, думает, что эти два лица договорились (?! - Авт.) между собой. Ну а расследовавший дело по краже бывший дознаватель Советского ОП УВД Караганды ШОКЕНОВ теперь сам находится в межгосударственном розыске. В итоге Искаков уголовное дело в отношении должностных лиц госорганов прекратил. Прокуратура Казыбекбийского района прекращение отменила. И так не один раз.
С тех пор и по сей день Кайрат Кожахметов накопил огромную кипу бумаг: новых постановлений, отмен, заявлений, ответов… Не буду вас ими утомлять. В конце концов они оказались по сути натуральными отписками.
- Вот уже три года я наблюдаю за тем, как мучается мой сын, - негодует мама Кайрата Нуржамиля КОЖАХМЕТОВА. - Его отец и деды в органах внутренних дел работали, у нас была обеспеченная семья. Какая кража двух тысяч тенге? В Караганде у нас нет никаких родственников, мы никогда там не были. Зато теперь я мотаюсь туда вместе с сыном, доказывая, что он не тот, за кого его кто-то выдал! Так почему он должен страдать? Из-за мнимой судимости он потерял достойную работу, и чтобы прокормить семью (его отец умер год назад, я на пенсии, жена в декрете, дети - маленькие), он, профессиональный финансист, вынужден катать тачки на базаре! Похудел на 20 килограммов, заработал гипертонию, и у меня сахар поднялся. Теперь не только он, но и его дети ограничены в правах. А конца этой волокиты нет! Никто не заинтересован восстанавливать справедливость. Просто поиграли жизнью моего сына…

Галина ВЫБОРНОВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ, Тараз

Поделиться
Класснуть