3448

Дяди подземелья

Работники АО “Алматыметрокурылыс”, которые строят подземку в южной столице, жалуются на низкие зарплаты и тяжелые условия труда. Как на самом деле возводят единственное в Казахстане метро, они рассказали нашей газете.

Мы встретились в одном из скверов Алматы. Человек пятьдесят, не меньше. Мужчины, уставшие от проблем, но все же пытающиеся сделать хоть что-то, чтобы на их чаяния обратили внимание.
Они были напряжены и эмоцио­нальны. Толпа гудела: начинал говорить один, второй добавлял, третий выкрикивал что-то свое. Каждому хотелось сказать о наболевшем.
- Первая проблема, о которой мы хотим сказать, - очень низкая зарплата, - наперебой начали мужчины.
Мне тут же протягивают расчетный листок за март. Взгляд останавливается на строчке: “Начислено 117 тысяч тенге”.
- Из них еще и 10 тысяч тенге высчитывают, - тут же доводят они до моего сведения.
- За что?
- Мы сами хотим это знать! - заводится толпа. - В итоге за работу под землей человек получает чуть больше 96 тысяч тенге. При этом мы не понимаем, как именно они начисляются: сколько стоит метр проходки, как происходит премирование. Система оплаты труда абсолютно непрозрачная.

По заверениям метростроевцев, невысокие оклады - это далеко не единственная проблема, с которой они постоянно сталкиваются. Они даже написали письмо об этом руководству страны, под ним 263 подписи. Рабочие жалуются на то, что система вентиляции, оборудованная под землей, не соответствует требованиям, поэтому работать очень тяжело. В забоях нет ни аптечек, ни индивидуальных средств защиты - рукавиц, респираторов, самоспасателей, страховочных ремней.
- По технике безопасности через каждые 250 метров максимум в забое должны работать вентиляторы, - вступает в разговор еще один рабочий Евгений КАЗИМОВ (на верхнем снимке), а остальные дружно его поддерживают. - На данный момент мы прошли больше километра под землей, но работают всего два вентилятора. Чем нам дышать? Спрашиваешь: “Где рукавицы, где спецовки?” Отвечают: “Подождите, вот тендер проведем”.
- Когда приходит комиссия, мы два-три дня не проводим работы, техника под землю не заезжает - чистим тоннель, чтобы все проветрилось, - выкрикивают из толпы. - Получается, из-за всех этих проблем и метро у нас медленно строится. Работаем как бурлаки на Волге, а если бы была современная техника и правильная организация труда - работа двигалась бы быстрее.
Рабочие не раз подчеркивали, что не хотят конфликтовать и останавливать работу. Они пытаются добиться конструктивного диалога, но пока, увы, безрезультатно. А сводить концы с концами становится все сложнее. У многих кредиты, кто-то снимает жилье, люди обросли долгами и не знают, что делать дальше.
- Только представьте, мы вынуждены работать с техникой, которая была закуплена еще в 90-е годы, - утверждают метростроевцы. - Она устарела и морально, и физически. Из-за того что нет запчастей для ремонта, работа простаивает. Не хватает элементарных инструментов. Например, на одном участке, который ведет строительство сразу четырех объектов, одна пила-болгарка и один перфоратор. Нужно тебе что-то отпилить, а пила на другом объекте, и расстояние между ними несколько километров. И туда пешком идет рабочий, чтобы просто-напросто перенести инструмент с одного места на другое. Представьте, сколько времени из-за этого теряется впустую! Это при том, что алматинское метро - единственная подобная стройка в Казахстане. На нее все смотрят.

- Вам, наверное, сейчас говорят: вы знали, куда шли. Или, когда вы устраивались на работу, были другие условия?
- Позвольте, я скажу? - берет слово Бекет НУРЖАНОВ (на снимке). - Многие из нас трудятся под землей много лет. Вот я, к примеру, отдал этой профессии восемь лет жизни. Потом уволился из-за низкой зарплаты. Но как только рассчитался с долгами, вернулся сюда. Метро - это как семья. Меня сюда тянет. Мне нравится эта работа. Мы любим свою родину, свой город Алматы и хотим, чтобы здесь появилось современное метро. Но нам хочется стабильности.
- И нормальной зарплаты! - поддерживают коллеги. - С какой проб­лемой ни обратись, слышишь один ответ: “Нет денег”. А кому не нравится, тот может увольняться. Но специалистов и так не хватает, ведь работа под землей требует определенных навыков! У нас и так большая текучесть кадров. Молодые ребята приходят, поработают несколько месяцев и увольняются, видя, какая у них зарплата. А ведь их нужно обучить.
- И уходить, как я понимаю, вы не хотите?
- Многие работают здесь много лет. Куда мы пойдем? Мы хотим, чтобы нас услышали, и поэтому были вынуждены обратиться к вам. Другого способа достучаться до руководства мы не видим.

Комментарий в тему

“Они строят себе в убыток” 

Максут ИСАХОВ, руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы:
- АО “Алматыметрокурылыс” практически частная компания - 40 процентов уже принадлежат “частникам, оставшиеся 60 процентов сейчас выставляют на приватизацию. Там действительно не очень хорошая ситуация, потому что над ними (АО “Алматыметрокурылыс”. - О. А.) давлеет долг в семь миллиардов тенге - компания заработала его за время строительства подземки. Она продолжает работать, метро строится, но какую-то часть прибыли все время съедают долги. О проблемах АО “Алматыметрокурылыс” мы говорили буквально на днях, сравнивали стоимость строительства одного метра метро в Москве, Минске и Китае - самая дешевая в Алматы. Есть еще один момент: люди, которые прокладывают метро, по всем СНиПам работают как шахтеры, но платят им как обычным строителям. Если мы будем выдавать зарплату без каких-либо надбавок, они будут получать по 60-70 тысяч тенге. Чтобы довести их доход хотя бы до 150 тысяч тенге, мы и придумываем разные надбавки.
- Но и этих денег не платят.
- Нет, у них такая зарплата и выходит.
- Мне показывали квитки - рабочие получают 90-100 тысяч тенге.
- Ну... У “Алматыметрокурылыса” на все такие расценки: на человеко-час, горную выработку - все низкое. Сейчас КазНИИСА (Казахский научно-исследовательский и проектный институт архитектуры и строительства. - О. А.) разрабатывает отдельные тарифы строительства метро - компания заключила с ним договор по этому поводу. Специалисты уже работают и обещают, что к октябрю появятся новые нормативы оплаты труда, аренды техники и т. д. Тогда у нас будет возможность нормально платить. Потому что с существующими нормативами “Алматыметрокурылыс” строит метро практически себе в убыток. Честно говоря, у них очень тяжелая ситуация.
- Рабочие жалуются на то, что техника в забое старая, оборудование тоже. У компании нет денег, чтобы все это закупить?
- Я же говорю: у нее огромные долги. Но, мы думаем, когда появятся новые нормативы, ситуация улучшится. Надо чуть-чуть потерпеть. Если в октябре появятся новые нормативы, зарплата сразу возрастет. Недавно у меня был председатель профсоюза этой компании, он в курсе ситуации. Мы знаем об этих проблемах.
- Люди жалуются на то, что под землей плохо функционирует вентиляция - тяжело работать.
- Разберемся. Я себе отметку сделаю.
- Сделайте, пожалуйста, отметку и по поводу инструментов, спецодежды и всего остального.
- Хорошо.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее