4172

Дорогое удовольствие

Две недавние катастрофы самолетов компаний “Татарстан” и “Мозамбик Эйрлайнс” показали: никто не застрахован от трагедии, даже авиаперевозчики, прошедшие строгий международный аудит. Казахстанские компании тоже вскоре ожидает серьезная ревизия западных экспертов. Но поможет ли она предотвратить инциденты в небе?

25 февраля этого года правительство республики утвердило новые правила допуска авиакомпаний к выполнению регулярных внутренних коммерческих воздушных перевозок. Помимо прочих условий казахстанских перевозчиков в обязательном порядке заставили проходить аудит безопасности IOSA Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА). Разработчики правил посчитали, что это сделает нашу гражданскую авиацию более надежной. И хотя ИАТА по сути является общественной организацией, наш Минтранс­ком готов признать итоги ее аудита. Вот что по этому поводу нам сообщил руководитель управления летной эксплуатации Комитета гражданской авиации (КГА) Министерства транспорта и коммуникаций Берик АСАНОВ:
“На 1 ноября 2013 года рейтинг безопасности полетов у авиакомпаний, прошедших аудит IOSA, в 4,3 раза выше, чем у авиакомпаний, не прошедших этот аудит (0,96 катастрофы против 4,11 на 1 млн. полетов).
На сегодняшний день аудит IOSA прошли 387 авиакомпаний по всему миру, из них 24 - стран СНГ. Во-первых, аудит IOSA охватывает больше факторов, чем безопасность полетов, включая качество обслуживания пассажиров. Аудит IOSA необходим для заключения интерлайн-соглашений, т.е. авиа­компании, не прошедшие аудит, не могут продавать билеты за границей для полетов внутри Казахстана.
Во-вторых, прохождение аудита IOSA дает ряд преимуществ авиа­компаниям, значение которых трудно переоценить. Пройдя данный аудит, авиакомпания подтверждает членство в ИАТА, что является бесспорным доказательством соответствия деятельности авиакомпании мировым стандартам.
Сертификат IOSA - это своего рода залог доверия не только для авиаперевозчиков, но и свидетельство для пассажиров, что они летают авиакомпанией, соответствующей международным стандартам.
В то же время сертификат IOSA повышает имидж и рейтинг компаний, что позволит ей привлечь дополнительных пассажиров, особенно при продаже билетов иностранным гражданам”.
Поскольку аудит IOSA - дорогое удовольствие, мы поинтересовались в КГА: а не придется ли авиакомпаниям повышать цены на авиабилеты? В ответ Берик Асанов заверяет: стоимость аудита на два года составляет около 300 тыс. долларов. Сюда входят все расходы: приезд специалистов для проведения аудита, унификация документации авиакомпаний международным требованиям, обучение и подготовка персонала. Цель аудита, подчеркивает чиновник в своем сообщении, не просто провести мониторинг и выявить нарушения, а прежде всего помочь авиакомпании повысить уровень безопасности и качество обслуживания пассажиров, подтвердив сертификатом IOSA.
Берик Асанов подсчитал: если исходить из того, что авиакомпания в течение двух лет выполняет в среднем в день 20 рейсов по 80 пассажиров в каждом, то удорожание билетов составит всего 40 тенге.
При этом повторный аудит, то есть через два года, обойдется авиакомпании в разы дешевле, так как основная консультативная часть работы будет выполнена в рамках первого аудита.
Нововведение в первую очередь коснется отечественных авиакомпаний, которые выполняют регулярные рейсы. В Казахстане их пока пять, а ведущими считаются три - “Эйр Астана”, SCAT и “Бек Эйр”. Первый перевозчик аудит IOSA проходит давно, а посему ничего в его деятельности в связи с нововведением не изменится. А двум другим придется поднатужиться.
Как сообщили нам в PR-отделе SCAT, авиакомпания поддерживает решение КГА о сертификации стандартам IOSA.
“Наличие сертификата IOSA у авиакомпании является одним из пунктов при подписании интерлайн-соглашений. Аудит IOSA - действительно достаточно затратная процедура, но это никак не отразится на стоимости авиабилетов нашей компании”, - ответили на наш запрос пиарщики SCAT.
Компания вовсю готовится к прохождению аудита. Уже проведены организационные мероприятия, определена рабочая группа, проработаны проекты документов, определена и привлечена консультирующая организация. Специалисты авиакомпании прошли обучение на внутренних аудиторов и аудиторов IOSA и получили сертификаты ИАТА.
В сентябре этого года компания прошла анализ недочетов, а в настоящий момент проходит “фазу корректирующих действий”. В сентябре 2014-го SCAT пройдет пробный аудит, а прохождение полной ревизии запланировано на октябрь-ноябрь того же года.
В “Бек Эйр” тоже начали работу по сертификации, но там несколько иные расчеты по затратам, чем у чиновников.
- Мы наняли одну западную консалтинговую компанию, которая проводит анализ деятельности авиакомпании. Им мы уже заплатили около 25 тыс. долларов, - рассказывает председатель правления “Бек Эйр” Нурлан ЖУМАСУЛТАНОВ. - Поз­же с этой компанией будем готовить документы под аудит, а это еще порядка 160 тыс. долларов. После этого мы будем заключать договор с одной из восьми аудиторских компаний, которые одоб­рены самой ИАТА. Каждый аудит стоит порядка 75 тыс. долларов. Но нас предупредили, чтобы мы не настраивались получить сертификат с первого раза. Обычно нужно пробовать 3-5 раз, и каждый раз платить. А когда пригласим группу аудиторов, 8-10 человек, мы им должны обеспечить перелет с разных концов мира первым классом, проживание в пятизвездочной гостинице, питание и прочие расходы. В итоге стоимость аудита составит примерно 800 тыс. долларов.
- Эти траты лягут на плечи пассажиров?
- Эта сумма обязательно войдет в тариф.
- Нас уверяют: перевозчики, прошедшие аудит IOSA, являются самыми безопасными, на их долю приходится минимальное количество авиационных катастроф.
- Мы провели небольшой анализ и подняли статистику всех катастроф, которые произошли начиная с 1999 года по сей день. Мы не считали лишь малую авиацию, катастрофы с вертолетами и аварии без жертв. Так вот, за это время в мире произошло 69 катастроф. Из них 39, или 56,5 процента, - с авиакомпаниями, которые прошли аудит IOSA! Еще 24, или 34,8 процента, - с перевозчиками, которые не проходили аудит. Ну и еще 6 случаев с теми, кому не нужен аудит, например, некоммерческая и военная авиация.
Взять даже две последние катастрофы самолетов - авиакомпаний “Татарстан” 17 ноября и “Мозамбик Эйрлайнс” 30 ноября. Обе прошли аудит IOSA. Так что перед богом все равны.
Помимо всего прочего аудит IOSA проходит всего раз в два года. За это время в любой авиакомпании много чего может произойти.
Между тем КГА должен вести постоянный надзор за обеспечением безопасности полетов. Ведь участники рынка - авиакомпании, аэропорты - платят налоги. Мы считаем, что на эти деньги нашим чиновникам вполне можно нанять нормальных специалистов, обу­чить их, чтобы они сами постоянно осуществляли надзор в авиа­ции. А аудит IOSA можно было сделать добровольным, - заключил г-н Жумасултанов.

Виктор БУРДИН, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Вместо P.S. Рядовому пассажиру, по большому счету, все равно: есть у авиакомпании бумажка о прохож­дении аудита IOSA или нет. Ведь не в этой формальности дело. Главное - чтобы мы были уверены в надежности и безопасности наших перевозчиков. А над этим еще предстоит много поработать как самим компаниям, так и чиновникам. Недавняя череда инцидентов и неприятностей в небе с самолетами отечественных компаний, включая случаи поломок двигателей, - красноречивое тому подтверждение (в частности, см. “А мне летать... неохота!”, “Время” от 12.11.2013 г.).

Поделиться
Класснуть