1123

Глобальный антитабачный поход: тайна за семью печатями

Тягостное впечатление произвела прошедшая с 13 по 18 октября в Москве шестая сессия Конференции сторон Рамочной конвенции по борьбе против табака (РКБТ) - СОР6. Хотя бы только потому, что ее делегаты под эгидой организаторов - Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) - решали проблемы, касающиеся 1,3 млрд. человек (столько составляет, по подсчетам самой ВОЗ, количество курильщиков), закрывшись от них, выдворив из зала и представителей общественных организаций, и журналистов.

Мероприятие началось с того, что два с половиной часа его делегаты обсуждали целесообразность участия представителей общественности, рассчитывавших на статус наблюдателей, в результате чего делегаты более чем из 175 стран единогласно решили выгнать “зрителей” и запретить дальнейшее их присутствие. Большинство делегатов посчитали, что налогоплательщики со всего мира не имеют права присутствовать на мероприятии, которое обходится почти в $20 млн. бюджетных средств. Вместе с представителями общественности и журналистами права участвовать в заседаниях РКБТ лишили и представителей Интерпола только на том основании, что они используют информационные технологии табачных компаний в борьбе с международной контрабандой сигарет.
Но, например, табаководы и не пытались делать из своего присутствия тайны. Франсуа ван дер Мёрв, президент Международной ассоциации производителей табака (International Tobacco Growers‘ Association, ITGA), представителей которой также выпроводили с заседания конференции, сказал, что это сильно его огорчает.
- Я знаю многих делегатов СОР6, но из 1000 человек всего 20 представляют сельскохозяйственные министерства и знают положение в табачной отрасли. А порядка 50 человек из тех, кто представляет собственно фермерские ассоциации, получив регистрацию, могли только следить за происходящим, но не выступать. Но их лишили и этой возможности. Однако мы считаем себя стороной обсуждения вопроса сокращения выращивания табака. Потому что ст. 17-я РКБТ как раз говорит о том, что должно быть проведено серьезное всестороннее исследование, прежде чем будет решена судьба фермеров, которые занимаются табаководством в условиях сокращения его производства, - сказал он в ходе пресс-ланча, проведенного в Москве в дни заседания конференции.
После того как двери закрылись и собрание продолжилось, стало очевидным, почему выпроводили публику: делегаты хотели поработать над введением глобального налога на табак в секретной обстановке. Предложение состояло в введении акциза на табачные изделия в размере 70 процентов розничной стоимости.

Нешуточные страсти

Надо сказать, что далеко не все страны РКБТ были едины в поддерж­ке этой спорной идеи, и среди тех, кто высказывался “против” во время многочисленных дискуссий, как формальных, так и в кулуарах, были Вьетнам, Кения, Македония, Гватемала, Кыргызстан, Казахстан, ряд стран Евросоюза. Вот что сказал нам, в частности, участник делегации от Кыргызской Республики - начальник управления таможенной и налоговой политики Министерства экономики КР Кубан АЙДАРАЛИЕВ:
- Решение пяти стран - сторон РКБТ о введении 70-процентного акциза на табачные изделия для нашей страны не имеет экономического смысла - ведь кроме акциза есть еще 12% НДС, налог с продаж, подоходный налог и прочее. Таким образом, производителю ничего не останется, что приведет к банкротству официального бизнеса и увеличению доли контрабанды и криминальной экономики. Даже сейчас вопрос с контрабандой в Кыргызстане стоит остро: из рынка в 7 млрд. штук сигарет в год только 4 млрд. подвергаются налоговому администрированию. И если повысить акцизы, вопрос их сбора вовсе станет проблематичным. К тому же табачный бизнес такой же, как и все другие, он легален, он платит приличные суммы в бюджет. И мы, как государственники, должны поддерживать все виды бизнеса, проще говоря, не губить корову, которая дает молоко.
Также г-н Айдаралиев полагает, что повышения акциза на табак до 70% от стоимости невозможно достичь во всех странах - сторонах РКБТ - еще и в силу различий в подходах к налоговой политике. Если же попытаться привести налогообложение во всех странах к некоему общему знаменателю, то это навязывание миру единого налогового режима может обернуться огромными потерями бюджетных средств, не сопоставимыми с теми, которые необходимы на борьбу с табаком.
Аналогичной позиции придерживается и Министерство национальной экономики РК, которое считает, что реализация этого предложения приведет к резкому увеличению ставок акцизов на табачные изделия, в результате которого Казахстан столкнется с притоком нелегального продукта и станет транзитной зоной для перетока контрабанды и контрафакта из стран, граничащих с Таможенным союзом, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
Еще один спорный пункт, предлагаемый ВОЗ, заключается в выделении сборов в бюджет от реализации табака в виде неких “отдельных” поступлений, которые будут идти только на мероприятия по здравоохранению. Однако налоговое законодательство практически всех стран составлено таким образом, что налоги, попадая в госказну, обезличиваются, и никаких “отдельных” поступлений, которые можно было бы сразу по получении направлять на определенные нужды, там просто нет. Если принять эту меру, получается, правительства лишатся права распоряжаться собранными налогами, а подобный диктат создает угрозу фискальному суверенитету государства.
Предложения формировать бюджет подобным образом - “с чего получили, на то и направляем” - в свое время выдвигались в части поступления экологических платежей, но такой метод не был признан эффективным. Ведь если действовать подобным образом, то можно дойти до абсурда: скажем, средства, получаемые от реализации нефти, направлять на развитие только нефтегазовой отрасли. Что в таком случае будет с финансированием крупных инфраструктурных, транспортных и социальных проектов, предположить несложно: они будут свернуты только потому, что исключительно на них средств не поступит. Насколько это по-государственному, пояснять, думаем, не следует. Более того, есть доклад Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в котором этот механизм раскритикован и содержатся рекомендации странам с переходной экономикой не прибегать к нему в силу того, что с его применением расходование средств представляется нетранспарентным, а следовательно, увеличивается коррупционная составляющая.

Любые средства хороши?

Далеко не секрет, что ВОЗ существует на средства стран - ее участниц, а потому и желание постоянно увеличивать поток средств, поступающих на нужды общественного здравоохранения, как видим, весьма велико. Ведь организации надо поддерживать высокий уровень жизни ее руководства и сотрудников, расположившихся в штаб-квартире в самом центре Европы на берегу Женевского озера в Швейцарии. В этом случае весьма заманчиво выглядит идея содержания так называемого антитабачного лобби в форме различных НПО во всем мире, которые под видом борьбы с курением просто-напросто решают меркантильные вопросы получения на это средств из госбюджета стран-доноров. При этом представители неправительственных антитабачных организаций готовы идти на многое с тем, чтобы обеспечить “чистоту рядов” и “единство позиции”. В частности, как нам стало известно от некоторых делегатов пленарной дискуссии по вопросам налогообложения, они стали свидетелями того, как представитель антитабачного НПО буквально за полу пиджака пыталась усадить на место официального делегата от правительства своей страны, который хотел подняться и высказаться против предложенного ВОЗ плана по “всемирному” налогу на табак. В ход пошло даже вырывание таблички с названием страны (которую необходимо поднять, чтобы взять слово) и микрофона, что вызвало оживление в зале.
Другим примером попытки тотального контроля за общественным мнением в дискуссии по табачному налогу является появление в казахстанских СМИ интервью с иностранным экспертом из Бельгии, который считает, что не разница в уровне жизни и цене сигарет в разных странах ведет к контрабанде, а фактически обвиняет в существовании контрабанды… таможенные органы, которые, если верить эксперту, “коррумпированы и дырявы”. Для того чтобы у читателя не возникло никаких сомнений в справедливости такого мнения, переводчиком этого бельгийского эксперта для отечественных СМИ выступила директор крупнейшего российского антитабачного НПО. Как говорится, на всякий случай, а то вдруг профессиональные переводчики что-нибудь напутают…
Вместе с закрытостью от публики ВОЗ конференция СОР6 к тому же продемонстрировала неприятие новых изделий - бездымных сигарет и так называемых электронных систем доставки никотина (эти изделия исключают горение табака, который и вредит здоровью, потому что именно в процессе горения образуются канцерогенные вещества, вдыхание которых приводит к легочным заболеваниям. - Ред.).
В частности, об этом нам сказал директор аналитического департамента Национального центра изучения государственной политики из США Джеф СТАЕР, который специально прилетел в Москву, чтобы озвучить позицию своей организации на конференции РКБТ, но это ему не удалось, как и многим другим экспертам.
Также было проигнорировано и обращение более 50 ведущих ученых в области научных исследований никотина и общественного здравоохранения в адрес главы ВОЗ с призывом не забывать о конечной цели регулирования табачных изделий, а именно снижения вреда от табака, и тщательно изучить новые продукты, прежде чем рекомендовать странам агрессивные подходы к их регулированию.
Надо сказать, что никакого решения по поводу оборота бездымных и электронных сигарет на СОР6 принято не было. К сведению был принят доклад, в котором, в частности, говорится, что “…ни одно из бездымных табачных изделий не является безопасным… Необходимо проведение конкретных оценок воздействия бездымных табачных изделий… для определения глобального бремени связанных с ним заболеваний”. Стоит отметить, что два года назад, на СОР5, решение по электронным сигаретам было аналогичным.
Между тем президент Российского сигарного союза и исполнительный директор Общероссийского движения за права курильщиков Андрей ЛОСКУТОВ говорит, что неприятие со стороны ВОЗ электронных сигарет объясняется банально - деньгами.
- Ребята, которые изобрели электронные сигареты, не постучались в нужную дверь. Смотрите, разработчики никотинового (или антиникотинового) пластыря обратились в ту же ВОЗ - и пластырь получил статус фармацевтического средства. Поступи таким же образом разработчики электронных сигарет, в ВОЗ бы быстро просчитали потенциальную прибыль от их распространения и порекомендовали бы в качестве безвредной альтернативы традиционным сигаретам. А раз ВОЗ не предложили поучаствовать, их позиция - “это никотин, это вовлечение в процесс курения новых людей, это вредно” - вполне объяснима.
По мнению г-на Лоскутова, РКБТ - это просто бизнес, причем созданный на пустом месте.
- $20 млн., потребовавшиеся на проведение СОР6, - это капля от того, что “отжимается” от табака в пользу антитабачной борьбы по всему миру. На международном уровне под какие-то проекты можно сделать серьезные заработки. Треть населения мира курит? Так вот на кого надо наваливаться. Так и появилась РКБТ - отдельная от ВОЗ организация со своим бюджетом. Ее авторы изобрели эффективную вещь, которая паразитирует на понятном для любого человека страхе - страхе смерти.

Наталья СИНИЦИНА, Москва

А тем временем
Как отметил корреспондент “Вашингтон Пост” Дрю ДЖОНСОН, московская конференция также отвлекает внимание ВОЗ от глобальной вспышки лихорадки Эбола.
На пресс-конференции в рамках СОР6 Дрю Джонсон не постеснялся задать генеральному директору ВОЗ Маргарет ЧЕН вопрос, суть которого заключалась в следующем: “Что вы делаете здесь, когда в мире бушует лихорадка Эбола?”.
- Я не хочу заниматься лишь одним вопросом, будучи генеральным директором ВОЗ, - заявила по этому поводу г-жа Чен. - Не хочу, чтобы люди думали, что всю свою жизнь я потратила на лихорадку Эбола…

Поделиться
Класснуть