3252

Голубой вагон пока не катится

В Усть-Каменогорcке алматинские трамваи заглохли в первый же день эксплуатации! Администрация транспортного предприятия сетует на то, что трамвайный парк достался им в неудовлетворительном состоянии, и призывает горожан запастись терпением.

С конца мая внимание устькаменогорцев как никогда приковано к общественному транспорту: в последний день весны впервые на маршрут вышли трамваи, которые социально-предпринимательская корпорация (СПК) “Ертic” купила у “Алматыэлектротранса”. На линию выпустили всего два алматинских трамвая (остальные проходили техосмотр). Это событие провели с помпой: пригласили журналистов, а право первой поездки предоставили акиму Усть-Каменогорска Куату ТУМАБАЕВУ. Правда, корреспондентам не довелось прокатиться в трамвае с градоначальником - он обкатал электрический транспорт без посторонних глаз. Пресс-служба акимата впоследствии отчиталась: “На остановках горожане с удивлением смотрели на вагон, а зайдя в салон, не скрывали своих впечатлений”.

И то правда: после полного прекращения трамвайного сообщения в конце января сейчас трамваи на улицах областного центра в диковинку. А тут еще и непривычные глазу свежевыкрашенные бело-голубые вагоны.
Впечатления в основном были положительные: трамваи снаружи и внутри более презентабельные, чем усть-каменогорские, в них больше дверей, а в салоне есть система обогрева. Конечно, сиденья также расписаны маркером, но не настолько сильно, как в местном транспорте. То ли их отмыли перед отправкой на восток, то ли алматинцы менее творческий народ.
Однако положительных впечатлений устькаменогорцев хватило буквально до вечера: в час пик один из голубых вагонов встал на подъеме к Ульбинскому мосту. В соцсетях тут же появилось видео, как опечаленный народ двинулся пешком через мост до ближайшей остановки. Позже горожане опубликовали ролик еще с одним застрявшим на путях трамваем. В комментариях пользователи не скупились на сарказм и ухмылки: купили, дескать, рухлядь.
В ТОО “Транспортная компания Усть-Каменогорска” подтвердили, что в первом случае действительно речь идет о поломке.
Отметим, что “новые старые” трамваи СПК “Ертic” приобрела еще до того, как отошло государству ТОО “Усть-Каменогорский трамвайный парк”, а его имущество пустили с молотка за долги.
Всего в Алматы приобрели 13 вагонов марки KT4Dt 1983-1985 годов выпуска - по 9 млн. тенге за каждый. Доставка тоже обошлась в копеечку: руководитель СПК называл журналистам сумму около 40-50 млн. тенге.
Поэтому вполне логично, что народ активно обсуждает целесообразность покупки подержанного транспорта, когда речь идет о миллионах народных денег. Однако чиновники стоят на своем: вагоны б/у стоят гораздо дешевле. В пресс-службе городского акимата без всяких экивоков привели пример для сравнения: самый дешевый вагон белорусского производства обойдется в 30 млн. тенге. А чтобы наладить регулярное трамвайное движение, Усть-Каменогорску просто необходимо было приобрести как минимум 10 трамваев!
Но тут выясняется еще одна деталь: возникли сложности с обслуживанием алматинских вагонов - ремонтировать их попросту некому...
- Наша ремонтная служба должна состоять из 68 специалистов, а у нас их 37. Кроме того, имеющиеся сотрудники могут чинить старые вагоны, а обслуживание новых сильно отличается, - рассказал на встрече с журналистами директор ТОО “Транспортная компания Усть-Каменогорска” Владимир ПАНКОВ. - Новый подвижной состав технологически сложнее старого, для его обслуживания также требуется оборудование, которого сейчас нет.
Доставляют хлопот и трамвайные пути.
“Сейчас мы едем и чувствуем, слышим каждый стык на путях, а этого не должно быть, - передала пресс-служба акимата города впечатления градоначальника Тумабаева от поездки (пока тот еще не ушел в отпуск без содержания в связи с резонансным ДТП в Риддере со смертельным исходом; об этом см. на 11-й стр.). - Трамваи с электронным управлением, а электроника чувствительна к всякого рода колебаниям, толчкам, ударам. В общей сложности более шести километров рельсов требуют капитального ремонта. Работы предстоит много”.
К слову, бывший владелец трамвайного парка Усть-Каменогорска Анатолий УСПЕНСКИЙ именно эту информацию и пытался донести до местных чиновников. По его словам, алматинские трамваи - это не будущее трамвайного парка, а утопия, в чьей бы собственности они ни находились.
- Данный тип вагона сочлененный, гармошечный. Чтобы его обслуживать, нужно полностью менять все техническое оснащение депо: крановую технику, домкраты. Это все равно что обслуживать “запорожец”, а тебе пригонят “мерседес”. Пример, конечно, не самый удачный, но тем не менее, - поделился с нашим корреспондентом своими размышлениями Анатолий Анатольевич.
По его мнению, нет смысла в таком трудоемком процессе ради бэушных вагонов.
Ненадлежащее состояние путей на самом деле пугает: устькаменогорцы наслышаны о сходе трамваев в Алматы. Помнится, тогда причиной аварийных ситуаций называли не плохое состояние вагонов, а именно изношенность рельсов. Напомним, электрический транспорт исчез с улиц Алматы осенью 2015 года после двух резонансных аварий. 21 сентября неуправляемый трамвай понесся с горки вниз - пострадали четыре человека, 14 автомобилей были повреждены. 13 октября другой трамвай внезапно тронулся с места. Тогда также были повреждены 14 машин, серьезные травмы получили четыре пассажира. Если верить информации в открытых источниках, “опасные” вагоны разукомплектовали и продали в виде лома.
Не знаем, как алматинцам, но вот устькаменогорцам без трамваев не обойтись. В некоторые районы города без перекладных можно добраться исключительно на электротранспорте. Да и проезд там дешевле, что уж говорить: 65 тенге вместо 95 - разница для пенсионеров и студентов существенная.
- Приобретение алматинских трамваев - это часть большого плана по восстановлению движения экологически чистого общественного транспорта в нашем городе, - прокомментировал председатель общественного совета Усть-Каменогорска Станислав КАРИМОВ. - Сейчас завершаются инвентаризация трамвайных путей и составление сметной документации. Надеемся, что этот план найдет свое логичное, а главное, качественное завершение.
Жителям Усть-Каменогорска только и остается, что надеяться на благополучный исход, в общем-то, благого дела.

Елена СУПРУНОВА, фото пресс-службы акима города, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть

Свежее