4902

Гражданин с протянутой рукой

В стране растет количество нищих и бомжей, а у властей никак руки не доходят до решения этой проблемы! На этот вопль души мажилисмена Владислава КОСАРЕВА (на нижнем снимке) благополучное общество, конечно же, обратило внимание - многие ведь смотрят телевизор, читают газеты, Интернет шерстят. Но в дальнейшем глас вопиющего все, скорее всего, скоропостижно забудут. Так, увы, у нас часто случается. А между тем даже в сияющей Астане насчитывается до полутора тысяч бездомных бродяг, которые, по выражению депутата, являются “браком в социально-политической работе общества”. Корреспонденты “Времени” попытались выяснить, можно ли как-то исправить этот “брак”.

По мнению Владислава Борисовича, бомжи в Казах­стане - это результат безработицы и нерешенности жилищного вопроса.
- Это зеркало, отражающее все изъяны социальной политики государства, не способного обеспечить всех доступным жильем и работой! - полагает Косарев. - Нищими и попрошайками становятся нормальные люди, которых затаскали по судам, отняли собственность за различные задолженности. Государство должно заботиться о том, чтобы каждый гражданин обладал правом на жилье, имущество. А у нас оно, наоборот, отстраняет от этого права!
Сегодня оставить человека без крыши над головой - раз плюнуть, потому что в республике не продумана жилищная политика, утверждает народный коммунист. За примером депутату далеко идти не надо: у нас частнику предоставляют из государственного жилищного фонда помещение взамен аварийного, однако приватизировать его почему-то нельзя. Нельзя продать, сдать в аренду или заложить в банках, которые, по словам мажилисмена, специально гнобят своих клиентов, чтобы отобрать у них дома и вышвырнуть на улицу.
- Мои предложения изначально не были приняты! - сокрушается возмутитель спокойствия. - Я предлагал дать возможность людям, получившим жилье взамен аварийного, оформлять его в частную собственность, приватизировать. Пустующие брошенные дома отремонтировать и отдать малообеспеченным гражданам на законной основе. Молодым семьям, взявшим ипотеку, при рождении первого ребенка предоставлять скидку 10 процентов от суммы кредита, 15 процентов - при рождении второго ребенка. И пусть мамаши рожают детей, зная, что кредит их не задушит! Я буду греметь посудой, чтобы все эти поправки были внесены! - пригрозил Косарев.
Кстати, на днях сенат вернул в мажилис законопроект о жилищных отношениях на доработку. Посмотрим, что в итоге получится и выполнит ли парламентарий Косарев свое обещание. Как рассказал нам сенатор Куаныш АЙТАХАНОВ (на снимке), депутаты не согласились с нормой о том, что человек должен прожить три года в городе областного значения, чтобы претендовать на получение земельного участка. Однако Астаны и Алматы это не касается - так называемый ценз оседлости в этих городах остается в силе.
Впрочем, кое-какие меры воздействия на опустившихся граждан чиновники все же приняли, прописав в новом Кодексе об административных правонарушениях, который вступает в силу с 1 января нового года, штрафы в пять МРП и административные аресты на пять суток попрошаек, гадалок и проституток за “приставание к гражданам в общественных местах”.
- Но это же величайшая глупость - штрафовать людей, у которых и так ничего нет! - негодует Владислав Косарев. - У нас в стране катастрофически не хватает спецполиклиник, ночлежек для бомжей. У нас даже нет учета, сколько таких обездоленных людей в Казахстане бродит! А посчитать их нетрудно - достаточно съездить на городскую свалку, где вы встретите целое поселение нищих.
Да что там свалка! В Астане бездомных можно встретить не только на правобережных базарах, вокзалах и тех же свалках, но и в административном центре - на левом берегу Есиля. В подвалах жилых комплексов, что в десяти минутах ходьбы от “Байтерека”, живут оралманы и обычные граждане, которые не в состоянии приобрести или арендовать нормальное жилье. Жители домов подозревают, что обитатели подвалов кому-то платят за аренду...
Но в столице есть и ночлежка для бомжей, ее официальное название - центр социальной адаптации для людей без определенного места жительства при столичном акимате. Как рассказал нам директор этого центра Мурат КАРИЕВ (на снимке), учреждение рассчитано на 180 койко-мест для дневного пребывания и 50 койко-мест - для ночного. По наблюдениям и примерным подсчетам сотрудников центра адаптации, патрулирующих город совместно с правоохранительными органами, в столице сейчас примерно полторы тысячи бомжей. Многие из них организовали целый “бизнес”, бродя по улицам с протянутой рукой. Кроме того, нищих инвалидов нередко эксплуатируют мошенники, заставляя просить милостыню. И заработок выходит вполне приличный!
- В наш центр приходит на ночь один бездомный, у которого на банковском счету около 600 тысяч тенге, заработанных на попрошайничестве! - рассказывает Кариев. - Сам себе ногу раскорябает и ходит выпрашивает подаяние. Он говорит, что государство ему обязано, возмущается, что ему не оказываются те или иные услуги. Лучше бы те деньги, которые наш центр тратит на него, отдать сиротам!
А государство действительно выделяет немалые деньги на опустившихся граждан, содержащихся в центре социальной адаптации для бомжей, - 120 миллионов тенге в год. Сюда входит проживание, питание, доврачебная помощь бродягам, а также оплата работы сотрудников центра с уполномоченными госорганами по восстановлению документов, пенсий, пособий, оформлению бомжей в дома престарелых, интернаты. А еще с прошлого года в Астане действует передвижной пункт питания и обогрева.
Кариев убежден: не государство виновно в бедах аутсайдеров социума. Не социально-экономическая ситуация в стране подвигает граждан вести бродяжнический образ жизни, говорит он, а слабохарактерность, тяга к спиртному и умение играть на чувствах сердобольных людей:
- Сегодня армия попрошаек по городу и в целом по стране быстро растет - это результат иждивенческих настроений лентяев, которым легче просить, чем работать.
По мнению Кариева, стоит возродить советскую прак­тику, когда бродяг, коими в основном являются алкоголики, принудительно отправляли в лечебно-трудовые профилактории - до полного восстановления.
- В центре социальной адаптации бездомные долго не задерживаются - убегают в поисках выпивки, - констатирует его директор. - Попробуй удержи их - у нас ведь не режимный объект, силой держать никого не можем. Раньше все-таки были в законе статьи, которые позволяли привлечь к ответственности за бродяжничество, аморальный образ жизни. В конце концов, это социально опасные люди, многие из которых хорошие психологи и артисты, поэтому какие-то меры воздействия на них, конечно, нужны.
Однако даже при всем желании центр социальной адаптации не в силах приютить всех бездомных. С другой стороны, проанализировав ситуацию, его руководство поставило перед акиматом вопрос о том, чтобы люди преклонного возраста, нищие, которым ампутировали конечности, могли до конца своих дней жить в центре. По словам Мурата Кариева, предлагается построить соответствующее здание на территории центра соцадаптации.

У парламентариев нет единого мнения по поводу того, как избавить страну от побирушек и бомжей. Для начала, говорят они, надо хотя бы взять их всех на учет. И в соответствии с этим обеспечивать нуждающихся пособиями или работой. Ну а пока бомжей могут порадовать лишь горячими обедами, которые раздает социальный патруль, да и то далеко не во всех городах.

Лэйла БАСАРОВА, фото автора и из архива центра социальной адаптации для людей без определенного места жительства, Астана

Поделиться
Класснуть

Свежее