6414

“Я не могу без них!..”

Актюбинские власти пообещали помочь оралману Махмуту Хамидуллаеву, одному воспитывающему четырех дочерей, старшей из которых всего 10 лет

Жанат ХАМИДУЛЛАЕВА претендует на звание самой юной мамы Казахстана. С 9 лет она нянчит троих детей - младших сестренок, моет посуду, стирает, варит каши и при этом успевает хорошо учиться в школе. И все бы ничего, и неизвестно, сколько бы это продолжалось, но однажды старшая “няня” свалилась от недомогания - из-за сильной простуды и упадка сил. Тогда-то и стало абсолютно очевидно: семье требуется срочная помощь!
Вечер пятницы 11 ноября для семьи Хамидуллаевых выдался стрессовым: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при акимате Актобе фактически решала ее судьбу.
Мать четырех девочек Саодат в начале года уехала в Узбекистан, и с тех пор о ней ни слуху ни духу. Отец Махмут ХАМИДУЛЛАЕВ с утра до вечера на работе. О своем нелегком положении мужчина рассказал членам комиссии. Пытался убедить, что он не иждивенец, берется за любую работу и все, что заработает, несет домой. Поэтому его дети не голодают!
Девочки - 10-летняя Жанат, 8-летняя Айслыу, 6-летняя Асемгуль и 4-летняя Акерке - впервые оказались в таком просторном светлом кабинете с красивой мебелью, роскошными шторами и замысловатой лепниной на стенах и потому в первые минуты совещания с интересом рассматривали столы и стулья, улыбались в объективы фото- и видеокамер. Позже старшие Жанат и Айслыу стали внимательно прислушиваться к словам взрослых. Младшие же девочки не понимали, почему папа, всегда такой веселый, даже не улыбается.
Чиновников не устроили доводы их отца.
- Вы должны отдать младших девочек в круглосуточный детский сад, - предложил заместитель акима Актобе Мадияр КАБЫЛ. - Там им будет лучше. Их будут кормить, дадут новую одежду.
Махмут едва не рыдал, борясь с подступившими слезами.
- Вы же заберете их... Я не могу без них! - выдавил мужчина и обнял своих дочерей.
- Мы не отнимаем их у вас! Вы можете навещать их в любое время, на выходные забирать домой. Вам платить за детсад не нужно, это бесплатно. Девочкам ведь нужен уход.
Около 20 человек, собравшихся за столом, начали объяснять преимущества круглосуточного детсада...
- Скажите, а нас точно не разлучат? - спросила меня уже на следующий день старшая Жанат, когда я заглянул к девочкам в гости. - А то Айслыу страдает. Если девочки ночью захотят на горшок сходить? А их там бить не будут?
При этих словах лежавшая под одеялом Айслыу тихо заплакала.
То был слякотный ноябрьский субботний день 12 ноября. Жанат и Айслыу должны были быть в школе. Но у Айки начался сильный жар. В итоге заболели все четверо. Из лекарств в доме нашелся лишь жаропонижающий сироп, но и его осталось лишь на один прием.
- Это не грипп. Просто Айслыу сильно переволновалась, стоило ей представить разлуку с младшими, - вполне по-взрослому рассуждает Жанат.
- Вы садитесь, я вас чаем угощу, - приглашает она меня к столу.
- Самое трудное было, когда сестренки завшивели. Просто не успевала чистить им головы... - вздыхает, пожимая плечами, Жанат. - А в остальном - приготовить еду, навести порядок в доме, учить уроки - не так уж трудно!
Жанат стоит у газовой плиты, следит, чтобы содержимое в заварном чайнике не убежало. В доме площадью не более 20 квадратных метров чисто. В одном углу сложенные одеяла и подушки. В другом - учебники и школьная одежда. В третьем - выстроенные в ряд несколько банок законсервированных помидоров и емкости с сыпучими. В четвертом - цветной телевизор. В центре комнатки - стол на низких ножках. Из еды - лепешка и сахар. Пол, правда, ужасно холодный, но это и неудивительно: на бетонное покрытие семья просто постелила тоненькие ковровые дорожки.
По словам Жанат, в Актобе они всей семьей переехали из Узбекистана пять лет назад. Мама Саодат решила заняться торговлей. Папа, бухгалтер по образованию, работу по специальности не нашел и устроился разнорабочим.
- Но у мамы случился банкрот (“анам банкротқа ұшырады”). Она задолжала людям очень большую сумму. Если бы не эти трудности, может, она и не уехала бы...
Как выяснилось позже, долг семьи составил 400 тысяч тенге. Половину суммы за 10 месяцев Махмут выплатил. Но недавно он перенес операцию, на восстановление потребовалось почти два месяца. Опять набежали долги. И теперь за комнату, а ее Хамидуллаевы снимают за 15 тысяч тенге в месяц, нужно заплатить уже 60 тысяч. После выхода на работу тех крох, что зарабатывает Махмут, едва хватает на проезд и еду.
- Осенью дети пропали, их еле нашли. Целыми и невредимыми, слава богу. Но разве это дело? - рассказала на заседании комиссии по делам несовершеннолетних директор СШ № 8 Айсулу ЖАКСЫБАЕВА, где учатся Айслыу и Асемгуль. - Да и старшая Жанат учится в 22-й школе. За сестренками присматривает как раз она. Сама готовит еду, стирает. Если она заболеет, понятное дело, пропускают уроки не только Жанат, но и остальные девочки. Они, бывало, и не приходили. Поэтому мы и вынесли вопрос Хамидуллаевых на комиссию.
По словам Айсулу Жаксыбаевой, в соседней комнате с Хамидуллаевыми живут другие люди, а к ним часто приходят гости. Мало ли что может произойти! И понять обеспокоенность педагога можно. По информации Генпрокуратуры, с начала года в стране от рук насильников пострадали 183 ребенка. Да и в актюбинских судах за 10 месяцев рассматривалось не одно дело о преступлении против несовершеннолетних.
- Ты знаешь, что бывают злые люди? - спрашиваю я у Жанат.
- Да, мне папа часто рассказывает об этом, - отвечает девочка.
- Тогда почему открыла мне дверь?
- Я же видела вас на заседании комиссии, вы у моего папы телефон записали! К тому же пришли с тетенькой, - виновато парирует ребенок.
...В понедельник, 14 ноября, Жанат уже была на уроках в 8-й школе - девочку перевели поближе к сестрам. Двух младших дочерей Махмут все же согласился определить в круглосуточный детсад. А власти пообещали помочь в поиске постоянной работы и официальном трудоустройстве мужчины.
- Сейчас мы обследуем жилье Хамидуллаевых, решается вопрос о выделении материальной помощи, - сообщила секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при акимате Актобе Ботагоз БИСЕНОВА. - Помимо этого миграционная полиция окажет содействие Хамидуллаевым в получении вида на жительство.
По ее словам, с начала года комиссия рассмотрела 70 материалов, в результате десятки детей дошкольного возраста были определены в круглосуточные детсады, неблагополучным семьям была выделена денежная помощь, родителям предложена работа, некоторых взрослых, злоупотребляющих алкоголем, удалось даже закодировать.
- Но Махмут - другой случай. Отец очень переживает за детей, как может ухаживает за ними, вредных привычек не имеет. Думаем, что у него все наладится. Мы будем держать вопрос их семьи на постоянном контроле, - отметила Бисенова.
При этих словах вспомнилось желание маленькой Жанат:
- У нас все есть, спасибо. Мы ни в чем не нуждаемся. Присматривать за домом и детьми не так трудно. Разве что работу папе и всем нам гражданство (“əкеме жумыс, сосын бəрімізге азаматты қəперсеңдер...”)!

Антон МОЛДИН, фото Алтын КУМИСПАЕВОЙ, Актобе

Поделиться
Класснуть