7513

Лихорадка у взлётной полосы

В аэропорту Алматы люди в масках и защитных костюмах вынесли из только что приземлившегося самолета на носилках смертельно больного человека, погрузили его в реанимобиль и с конвоем и мигалками увезли в неизвестном направлении. Так в южной столице в минувший четверг учились встречать заразившихся лихорадкой Эбола.

Самое страшное заболевание этого года продолжает распространяться по миру. Вчера уже в Северной Финляндии был госпитализирован пациент с подозрениями на этот африканский вирус.
По данным ВОЗ, лихорадка Эбола унесла уже 4922 человеческие жизни. В общей сложности зафиксировано более 10 тыс. случаев заражения. Смертоносная зараза затронула восемь стран. К концу октября, прогнозировали эксперты, первый случай мог быть зафиксирован в России, и соответствующие службы стали усиленно готовиться.
В Казахстане тоже не сидят сложа руки. 30 октября в аэропорту Алматы собрались представители всех заинтересованных служб, чтобы отработать совместные действия в случае проникновения лихорадки Эбола в Казах­стан. Учения проходили в условиях, максимально приближенных к реальным. Вот как это было в четверг и как должно быть, если в Казахстан на самом деле прилетит больной Эболой.
10.00. К Алматы подлетает самолет, следующий из Лондона. Экипаж сообщает диспетчеру Каз­аэронавигации: на борту находится мужчина, у которого высокая температура, рвота, диарея, бледная кожа и сильная головная боль. Пассажир признался стюардессе, что несколько дней назад был в Африке. Бортпроводники постарались отсадить мужчину подальше от других пассажиров.
Информация диспетчеров тут же доводится через службы аэропорта до санитаров, управления здравоохранения, ЧС, ДВД, департамента по защите прав потребителей, дезинфекционной станции, заместителя акима города Юрия ИЛЬИНА и других служб реагирования.
10.45. Приземлившийся самолет на санитарной площадке встречают две кареты “скорой помощи”, автобусы, медавто аэропорта, сотрудники дезинфекционной станции. Врачи неотложки, одетые в защитные противочумные костюмы, поднимаются на борт. В их руках носилки со специальной капсулой для перевозки потенциального больного, на ней - зловещий знак и надпись: BIOHAZARD (“биологическая опас­ность”).
Больного помещают в капсулу. В ней создано отрицательное давление, чтобы воздух, выдыхаемый больным, не попал наружу.
10.55. Больного выносят из самолета, грузят в карету “скорой” и увозят в инфекционную больницу. Карету сопровождают сотрудники дорожно-патрульной службы ДВД Алматы. Жену и ребенка больного на второй карете неотложки госпитализируют в детскую инфекционную больницу.
- В клиниках пациент и его близкие будут размещены в специальных боксах для особо опасных больных, - комментирует ход учений руководитель департамента по защите прав потребителей (ДЗПП) Алматы Еркин ДУРУМБЕТОВ (на снимке). - Там им предстоит находиться 21 день - столько составляет инкубационный период Эболы.
Похожая история с карантином ожидает членов экипажа и других пассажиров самолета, которые находились в близком контакте с больным. На автобусе их увозят в 4-ю горбольницу, где им предстоит провести также три недели.
Чуть больше повезло остальным пассажирам. Их в это же время рассаживают в отдельный автобус и отвозят в терминал, где их уже поджидают сотрудники погранслужбы и таможни в масках, которые будут в особом порядке обслуживать этих пассажиров. Затем служащие аэропорта соберут у них анкетные данные. Эту информацию передадут медикам, которые на протяжении ближайшего месяца будут постоянно обзванивать этих пассажиров и справляться об их самочувствии.
11.00. К самолету в защитных костюмах подходят сотрудники дезинфекционной станции. Один начинает палить из воздушной трубы - клубы дезинфекционного дыма обеззараживают воздух вокруг лайнера. Другие обрызгивают специальным раствором сначала себя, потом трап, затем поднимаются на борт. Там будет тщательно обработан каждый сантиметр внутреннего интерьера лайнера.
11.10. К самолету подъехала еще одна спецмашина. Вода, туалетный наполнитель и прочие бытовые жидкости с самолета сливаются в дезинфекционную среду.
- Вирус, вызывающий лихорадку Эбола, неустойчив к хлорсодержащим дезинфицирующим средствам и при обработке ими погибает немедленно, - комментирует заместитель руководителя ДЗПП Алматы Карлыгаш АБДИЖАББАРОВА. - Поэтому самолет обрабатывают хлорсодержащими веществами.
- Говорят, что вирус Эбола передается контактным путем. Так почему нас уверяют, что африканские бананы есть безопасно? Ведь их мог держать в руках больной лихорадкой!
Значит, все-таки есть риск? - пользуясь случаем, интересуемся мы.
- Нет, абсолютно! Вирус во внешней среде живет не очень долго, не неделями. Это же не столбняк, который в почве может месяцами находиться. И потом - для любого подобного микроорганизма нужна влажность и благоприятная температура. А бананы-то сухие.
В больницы, куда повезли больного и его родных, устремляются сотрудники Казахского научного центра карантинных и зоонозных инфекций. Они возьмут пробы у пациентов, которых в сопровождении полиции отвезут в референц-лабораторию. В течение 16 часов будет готов экспресс-тест. Он покажет, заражены ли пациенты вирусом Эбола. Всеми материалами для диагностики центр располагает.
Еркин Дурумбетов подводит итог учению: все службы справились удовлетворительно. Правда, шутит Еркин Ермекович, могли бы действовать быстрее, не мешай им журналисты.
Кстати, свои рекомендации на случай реальной угрозы всем службам реагирования дал и зам­акима Алматы Юрий Ильин, который в свое время работал в системе ЧС.
- Очень многое зависит от диспетчеров, которые будут принимать информацию от экипажа, - пояснил Юрий Викторович. - При описании симптомов должна быть конкретика. А то мы поднимем все службы, а у человека просто окажется легкое недомогание. Поэтому необходимо четкое взаимодействие с экипажем. И второе - психологический момент. Представьте, что человек летит в гости или после отдыха. И попадает в зону, которая ограничит его свободу, ведь мы вынуждены будем помещать людей в карантин на 21 день. Необходимо доходчиво объяснять, что это делается в целях безопасности, в первую очередь - в интересах человека и его близких. Поэтому (обращаясь к полиции. - В.Б.), ДВД, особо обращайте внимание на жесткий контроль после помещения всех подозреваемых в заболевании в лечебно-стационарные учреждения, на попытки проникновения родственников, а такие будут обязательно. Принимайте жесткие меры в рамках законодательства.
Напоследок Юрий Ильин заявил: нельзя допустить, чтобы после распространения информации о пассажире с Эболой в аэропорту в панике разбежались пограничники и таможенники. Это, по его мнению, тот случай, когда надо принести себя в жертву ради исполнения функциональных обязанностей.
Будем надеяться, что в реальной жизни таких жертв удастся избежать.

Виктор БУРДИН, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть