5825

Молчание волков

Алматинские тепловики отказываются пояснять, почему они списали многомиллионные долги потребителей в преддверии роста тарифа за свои услуги

Первые квитанции по оплате коммунальных услуг в 2018 году вызвали у потребителей волну возмущения - практически во всех регионах страны с 1 января выросли тарифы на отоплениеи горячую воду. Но ТОО “Алматинские тепловые сети” переплюнуло, пожалуй, всех - жильцам многоэтажек южной столицы приходят счета с десятками тысяч тенге только за тепло!
В чем причина такого резкого роста тарифов?

В соцсетях у алматинцев не хватает слов, чтобы выразить негодование по поводу счетов за отопление: в ход идут проклятия, нецензурная брань и даже... обращение к правительству! Обрывали телефон редакции и возмущенные читатели.
- Почему в Алматы - южном регионе! - самые высокие тарифы на отопление по стране? Ведь затрат на тепло должно быть меньше, чем на севере республики. Вы узнайте, пожалуйста, у властей и тепловиков - с нами, простыми жителями, они не хотят разговаривать, - попросил нас Камиль БЕКТЕЛЕЕВ.
- Мои старики в шоке от коммунальных счетов, - поделилась с нами волонтер Кира УДАРЦЕВА. - Люди пахали всю жизнь на государство. Пусть меня хоть один член нашего правительства научит, как успокоить плачущую бабульку с пенсией, которой ни на что не хватает! Что я могу им сказать? Терпите? Привыкайте к новым условиям? Троим старикам плохо было из-за счетов. А ведь есть еще матери-одиночки, родители особенных деток, инвалиды, люди, работающие за мизерную плату!
Алматинец Максим ГРИНКЕВИЧ написал в одной из соцсетей: “Дорогие все, кто там что-то решает. Вам не кажется, что вы там о**енели уже вконец? Ставка платы за отопление - 283,98 тенге за квадратный метр общей (не полезной) площади - это уже ни в какие ворота. Платить за 75 метров общей площади 21 270 тенге. Вам кажется, что я какой-то олигарх или что? По 40 000 в месяц за квартиру платить! Это на кого вообще рассчитано? На какую среднюю зарплату? Я так не мерзну, родные мои”.
В ТОО “Алматинские тепловые сети” (“АлТС”) сумму в квитанции Гринкевича объясняли так: начисление за тепловую энергию выполняется по городскому тарифу, так как данный дом не имеет общедомового прибора учета тепла.
Основной поставщик теплоэнергии в южной столице, пользуясь случаем, напомнил: ставьте приборы учета - это выгодно, да и законодательство, мол, это предписывает. “Если в доме установлен общедомовой прибор учета (ОПУ), то круглый год объем потребленного тепла по данному счетчику рассчитывается по тарифу 5967,11 тенге за гигакалорию. В каждом доме потребление тепла разное, в различные месяцы объем потребленной теплоэнергии различный, поэтому в квитанциях ежемесячно разные суммы. Если ОПУ нет, то за отопление установлены фиксированные размеры плат: за квадратный метр в январе - 283,98 тенге, в феврале - 240,26 тенге, в марте - 191,83 тенге, в апреле - 37,92 тенге”, - пояснила пресс-служба теплосетей.
Но наша реальность такова, что даже если в доме и стоит общедомовой прибор учета, то не всегда для расчета, а порой и вовсе только для красоты.
- У нас в доме есть ОПУ, но начисляют нам по-прежнему - по квадратам! - пожаловалась нам по телефону жительница “Орбиты” Алла АНЦИФЕРОВА. - Мне пришла квитанция за декабрь с январским тарифом 283,98 тенге за квадратный метр! Это 17 170 тенге за 43 квадратных метра. Зачем нам ставили счетчик, если платим, как раньше?
А алматинке Галие СУТЖАНОВОЙ пришла квитанция за отопление 4-комнатной квартиры - 47 945,52 тенге. И в ее доме, между прочим, тоже смонтирован ОПУ.
В ТОО “Алматинские тепловые сети” пообещали в ближайшее время разобраться с квитанциями и прислать ответ.
А за неделю до того, как потребители получили на руки коммунальные квитанции, департамент комитета внутреннего гос­аудита Минфина по Алматы провел проверку “АлТС” и выявил: предприятие не гнушалось масштабными финансовыми манипуляциями!
- За период 2016-2017 годов выявлены факты списания долгов, образовавшихся у потребителей тепловой энергии перед поставщиком тепла ТОО “Алматинские тепловые сети”, путем перерасчета их в сторону уменьшения на сумму свыше 10 миллиардов тенге, - пояснил “Времени” руководитель отдела аудита государственного сектора № 2 департамента комитета внутреннего госаудита Минфина по Алматы Даулет АСКАРОВ. - Кроме того, аудитом установлено, что некоторым потребителям, у которых вышли из строя тепловые счетчики, должностные лица “Алматинских тепловых сетей” путем манипуляций в системе “Алсеко” удаляли фактические показания приборов учета тепловой энергии на сумму более 60 миллионов тенге и вместо них вносили показания прибора за тот же период, но прошлого, 2015 года, где объем потребленной тепловой энергии в разы меньше, чем в 2016 и 2017 годах, и тем самым неправомерно уменьшали долги абонентов за отопление и горячую воду. Материалы аудита переданы в службу экономических расследований ДГД по Алматы, проводится досудебное расследование.
Напрашивается вопрос: не это ли стало причиной резкого накручивания цен в 2018 году?
В самой компании “АлТС” отказались комментировать этот инцидент и то, насколько он связан с нынешним ростом тарифов. Между тем, напомним, официальный представитель теплоэнергокомплекса Алматы Ян ГИРИН не раз в интервью СМИ заявлял, что ТОО “Алматинские тепловые сети” - убыточное предприятие, а потребители-должники пользуются теплом, но не спешат возвращать свои долги.
В чем же причина повсеместного подорожания тепла и горячей воды не только в Алматы, но и в целом по стране?
Как пояснили “Времени” в комитете по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей (КРЕМЗКиПП) Министерства нац­экономики, повышение тарифов было оговорено еще в 2015 году, а причина их роста - в увеличении стоимости стратегического товара (уголь, газ, мазут, дизельное топливо), используемого в качестве топлива для производства тепловой энергии, в росте предельных тарифов на электроэнергию и оптовых цен на товарный газ, утверждаемых Министерством энергетики.
Тарифы по всему Казахстану, за исключением Караганды, Семея и Западно-Казахстанской области, отметили в комитете, дифференцированы, то есть рассчитываются в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета (см. “Из досье”).

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Вместо P.S. Интересный вопрос алматинца Камиля Бектелеева мы отправили в профильные ведомства - и в городской департамент по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей, и в сам КРЕМЗКиПП - еще 17 января. Просили их разъяснить механизм тарифообразования на примере Алматы. На днях гордепартамент прислал официальный ответ: они предоставят данные до 31 января. В комитете же заверили: ответ готов, вот-вот пришлем - ждем подписи руководителя, которого невозможно поймать на рабочем месте. Вчера шефа там все-таки сумели поймать и вечером прислали в редакцию ответы на наши вопросы. Но к тому времени газета уже была сверстана, поэтому читайте продолжение этого материала в субботнем номере.

Поделиться
Класснуть