3569

Монополисты - народ речистый!

Почти всю минувшую неделю три коммунальных монополиста Шымкента во главе со своим регулятором докладывали горожанам, как они пекутся о благе народном

     Энергетики, тепловики и водники с нескрываемым удовольствием рассказывали о своих трудовых подвигах и перспективах. Большая часть зала рукоплескала и рассыпалась в благодарностях. Лишь несколько домкомов да один юрист усомнились в сказанном и пожаловались на хронические коммунальные проблемы. Спикеры обещали уж в этот раз точно во всем разобраться и решить вопрос. Руководитель регионального АРЕМ Дархан КАИНБЕРДИЕВ (на снимке) покровительственно кивал им головой.

Зато самый несговорчивый депутат маслихата Умерзак МЕЛДЕХАНОВ назвал АРЕМ “комитетом по защите интересов монополистов”. Народный трибун заявил, что потворство комитета безмерным аппетитам господствующих хозяев рынка комуслуг привело к тому, что шымкентцы уже ни во что не верят и превратились в бессловесную серую массу. 

Депутат не упускает возможности, чтобы попенять хозяевам коммунального рынка за их непомерные аппетиты. Вот и на нынешнем отчете АО “Водные ресурсы-Маркетинг” народный избранник, как всегда, добавил свою ложку дегтя в бочку меда.
- Надо отдать должное Водоканалу, они умеют работать и делают это хорошо, - сначала капнул бальзам на сердце водникам Мелдеханов, а после дал прикурить. - Но тариф-то их задран! Сегодня в Шымкенте самая дорогая вода, при том, что зарплаты у нас самые низкие в стране. За последние пять лет цена за воду поднялась на 250% для частных лиц, для государственных организаций - на 400%, а ведь это мы, налогоплательщики, госорганы содержим, а значит, что и эти 400% утекают из наших карманов. За последние несколько лет я ни разу не слышал, чтобы антимонопольный комитет взял сторону потребителей и заставил монополистов снизить тарифы. Поэтому я их называл и называю “комитетом по защите интересов монополистов”.
Свои претензии депутат адресует практически всем коммунальщикам, но особую его озабоченность вызывают тепловики. Последние несколько лет в системе теплоснабжения города происходят весьма странные события. Регулярно перед началом отопительного сезона Шымкент оказывался на грани замерзания.
Причиной тому были миллиард­ные долги за потребленный ТЭЦ газ. Чтобы покончить с ними, в ноябре 2015 года городские власти создали ГКП “Куат Жылу Орталык”. ГКП, начавшее работу с чистого листа и без долгов, собирало с потребителей абонплату и отдавало главному городскому поставщику тепла АО “3-Энергоорталык”. АО рассчитывалось за сожженный теплоцентралью газ. Вот только при этом посреднике долги за голубое топливо, потребленное производителями теплоэнергии, возросли так, что в июне 2017-го счета АО “3-Энергоорталык” арестовали, а к концу сентября долг тепловиков за газ составил 2,6 миллиарда тенге.
Тревогу забили правительство и Министерство экономики. ГКП поднатужилось и собрало с населения 805 миллионов тенге. Раздобыть оставшуюся часть (а это ни много ни мало 1,8 миллиарда тенге) сборщики абонплаты так и не смогли. Тогда власти Шымкента во главе с акимом АБДРАХИМОВЫМ приняли решение продать за эту сумму Евразийской промышленной компании 18% акций АО “3-Энергоорталык”, которые до этого дня были в собственности города. Таким образом, осенью прошлого года ГКП “Куат Жылу Орталык” вновь начало работу с чистого листа.
Спустя ровно год, отчитываясь перед населением на прошлой неделе, сборщики-гэкапэшники снова взялись плакаться по поводу накопившихся долгов. Согласно презентованной ими инфографике на 1 января 2018 года дебиторская задолженность составила без малого 664 миллиона тенге. Причем большая часть долга, а это почти 370 миллионов тенге, пришлась на население. Когда же журналисты напомнили руководителю ГКП “Куат Жылу Орталык” Пердебаю САБИТОВУ (на снимке), что, по неоднократным заявлениям специалистов городского отдела ЖКХ, лишь 5% шымкентцев отказываются платить за тепло, мужчина быстро перевел стрелки на бюджетные организации, которые, по его словам, и есть главные долж­ники.

- 664 миллиона тенге - это по состоянию на 1 апреля долг, - принялся оправдываться Сабитов. - На сегодня нам осталось собрать 250 миллионов тенге, думаю, до 1 января этот долг будет погашен.
Пользуясь случаем, начальник возмутился вероломством горожан, отказавшихся от услуг тепловиков и установивших в своих квартирах автономное отопительное оборудование. По его заверениям еще и из-за них снижаются сборы в тепловую кассу. К слову, на встречу с монополистом пришли несколько таких отказников. Люди рассказали, что им выписывают счета за тепло, от которого они отказались много лет назад, а некоторым даже приходят повестки в суд, где истцом выступает ГКП “Куат Жылу Орталык”.
- Да, вы отказались от наших услуг, но через ваши квартиры проходит транзитом наша труба в другие квартиры, - соглашается с оппонентами Сабитов. - Сейчас независимая экспертиза решает, сколько через эту трубу поступает в вашу квартиру тепла и какую сумму вы должны за него нам платить. Даже если ваша труба заизолирована, вы все равно получаете тепло через соседские квартиры, которые мы отапливаем. Тепло от соседей греет вашу стену, а значит, вы должны за это тепло платить.
- Я не техник, но полагаю, что это правильно, - вторит в унисон тепловику руководитель шымкентского филиала АРЕМ Дархан Каинбердиев. - Если не топить квартиру, то стены промерзнут и ее прогреть будет сложно. Кроме того, я думаю, что при отказе от центрального отопления нарушается система теплоснабжения всего дома, а еще переход на автономное отопление городских квартир может поставить под сомнение целесообразность существования ТЭЦ. Во всем этом надо разбираться, но здесь надо смотреть комплексно, не в ущерб другим жителям.
Однако еще весной 2017 года контора, которую сегодня возглавляет Каинбердиев, в споре об автономках встала на сторону отказников. В одном из многочисленных ответов на запросы о законности попыток взимания оплаты за фактически не использованную услугу тепловиков борцы с монополистами сослались на статью 488 Гражданского кодекса. Они разъяснили, что “оплата энергии проводится за фактически принятое абонентом количество энергии”, а также то, что “договор может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Респуб­лики Казахстан”.
Так вышло, что отчеты шымкентских монополистов совпали с разгромным заседанием Совета безопасности, где президент Казахстана, возмущаясь тарифами на коммунальные услуги, выдвинул серьезные претензии АРЕМ. “Руководство антимонопольного комитета вообще само­устранилось от своих обязанностей или же имеет интерес. Можно подумать о том, что энергосоздающие предприятия договариваются с потребителями или посредниками: давай, тариф сделаем, мы тебе потом взятку дадим. Это еще надо проверить. Я думаю, мы и до этого доберемся”, - пригрозил Нурсултан НАЗАРБАЕВ. Президент возмутился тем, что монополисты включали в стоимость своих услуг премии, бонусы своим работникам, вознаграждения по кредитам и завышали производственные затраты.
Согласно все тем же отчетным данным, средняя зарплата в ГКП “Куат Жылу Орталык” в 2017 году составила 71 075 тенге. Сколько зарабатывает первый руководитель ГКП, нам узнать не удалось. Зато всезнающий Google на запрос “Пердебай Сабитов” выдал прошлогодний сюжет одного из республиканских телеканалов, рассказывающий о том, как руководитель государственного коммунального предприятия “Куат Жылу Орталык” построил в родном селе школу, мечеть и дорогу, а это удовольствие не из дешевых. В том сюжете Сабитов был представлен как предприниматель.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото автора, Шымкент

Поделиться
Класснуть