3976

Море волнуется раз! Последний?

     Явно не скоро наши и заморские туристы будут биться за вожделенные путевки, чтобы отдохнуть на побережье Алаколя, предпочтя его пляжам турецким. Вкладываемые в обустройство казахстанской здравницы миллиарды тенге лихо смывают за считаные часы суровые алакольские волны, как это случилось в конце минувшего ноября. Властям Восточного Казахстана, на территории которого в холодный период года свирепствуют ветра над целебным озером, ничего не остается, как разводить руками и обещать: они предпримут все меры, чтобы больше такого не повторилось...

Попутного ветра!

Два последних года тема благоустройства Алаколя не сходила с уст акима Восточно-Казахстанской области Даниала АХМЕТОВА. Глава региона не уставал твердить, что озеро должно стать национальным достоянием и в скором времени вполне себе сможет конкурировать с пляжами Турции. Оставалось убедить в этом иностранных туристов - прежде всего из России и Китая, которые, как ожидается, повалят к нам толпами.
Однако погода внесла свои вес­кие коррективы в планы чиновников, добавив ложку дегтя в бочку хвалебных речей. На весь Казахстан прогремела новость о том, что знаменитый алакольский пляж с его местной достопримечательностью Арбатом, обустроенный всего лишь в этом году близ села Кабанбай, едва не смыли алакольские волны! Кстати, по просторам Интернета гуляет соответствующее любительское видео.
Власти Урджарского района, на территории которого, собственно, и находится лакомое побережье, поспешили заверить: шторм был, но Арбат - цел!

“24-25 ноября на набережной действительно был ураган. Сильный ветер и шторм привели к обрушению берега и подмыву береговой линии длиной 150 метров и в отдельных местах шириной 2-3 метра. Специально созданная комиссия установила, что брусчатка цела, на ней лишь образовалась наледь. Таким образом, ураган материального ущерба не нанес”, - сообщила пресс-служба акима района, слегка приукрасив реальность.
Не мог обойти этот природный казус на своей пресс-конференции в Астане в минувшую пятницу и аким Ахметов.
- По Алаколю... Действительно, там был разрушительный ветер. Стихия есть стихия… Были небольшие разрушения, они будут в короткий срок восстановлены. Проблема в том, что годами берег разрушается, - без особого энтузиазма, не в пример предыдущим своим бравурным заявлениям отвечал на вопрос журналиста Даниал Кенжетаевич.
Если учесть все финансовые затраты, связанные с Алаколем, то побережье уже просто обязано быть не хуже, а даже лучше турецкого! В акимате того же Урд­жарского района сообщили: “Во исполнение послания главы государства народу Казахстана, в котором подчеркнуто, что “одним из перспективных источников дохода для любого региона является развитие въездного и внутреннего туризма”, с 2016 года проводится масштабная работа по благоустройству побережья озера Алаколь. За три года из бюджета предусмотрено 4 миллиарда 798 миллионов тенге”.

- Мы со следующего года будем строить защитную систему. Мы вложили в это 5,2 миллиарда на благоустройство и в следующем году продолжим эту работу (выделено нами. - Ред.), - поднял планку затрат аким Восточного Казахстана, выступая на уже упомянутой пресс-конференции, и еще раз заверил: - Будет построена прекрасная набережная, проложена спортивная аллея, где люди смогут отдыхать!
Чтобы всю эту красоту смыла алакольская волна? Наспех вбухивая миллионы и миллиарды тенге в привлекательность береговой линии озера (возможно, чтобы как можно быстрее выполнить наказ главы государства о том, что мы должны развивать собственный туризм), власти “запамятовали” о главном: заблаговременно укрепить побережье.
Впрочем, в пресс-службе Урджарского акимата пояснили, что при рассмотрении проектов по благоустройству Алаколя были учтены природные условия. Поэтому, мол, устанавливались разборные конструкции из декинга и металла, которые в сентябре ежегодно предусмотрительно демонтируют. Но кто в это после случившегося поверит?

Они сошлись - вода и камень

Местность, где расположено озеро Алаколь, подвержена сильным ветрам, которые дуют здесь ежегодно с ноября по март. Его порывы достигают порой 60 метров в секунду (это фиксируют на ближайшей метеостанции Жаланашколь)! Последствия разгула стихии не заставляют себя долго ждать. С 2008 по 2016 год озеро в районе села Кабанбай поглотило от 30 до 60 метров береговой линии, разрушив строения пляжной зоны. Ситуацию усугубил подъем уровня воды - с 1986 по 2007 год она поднялась на 2,5 метра.
Обрушение береговой линии Алаколя - общеизвестный факт. Как, впрочем, и то, что побережье необходимо укреплять. И его укрепляли, но как-то без особого усердия.
Проект по берегоукреплению Алаколя у села Кабанбай был разработан ПК “Институт Казгипроводхоз” еще в 2007 году. Стояла задача укрепить около трех километров побережья. По проекту требовалось построить пирс и 14 волноломов.
За 2007-2009 годы был построен один пирс, но концевая его часть не завершена. “В связи со сложностью исполнения предусмотренных проектом инженерных решений строительные работы в 2012 году были приостановлены”, - сообщается в официальном документе.
Кстати, в том же году тогдашний начальник Восточно-Казахстанского областного управления строительства Думан СУЛЕЙМЕНОВ заявил, что один волнолом был сооружен, но, увы, разрушился. Это, дескать, подтверждается произведенной подводной видео­съемкой. Однако автор проекта, главный инженер ПК “Институт Казгипроводхоз” Эрнест ГИСИН, комментировал тогда журналистам, что камни весом от полутонны и более на глубине четырех метров не могло смыть в принципе. По версии Гисина, никакого камня там просто не было, а речь идет о банальном списании средств. Как бы там ни было, но сейчас об этом волноломе никто из чиновников сферы строительства даже не заикается.
В 2014 году визуальное обследование показало, что пирс оказал-таки положительное влияние на сохранение берега. Тогда было принято решение внести корректировки в ТЭО. Эту работу, а также рабочий проект снова выполняет Казгипроводхоз. В качестве берегозащитных сооружений принято решение возводить исключительно пирсы - отремонтировать существующий и построить еще шесть. Но в связи с отсутствием финансовых средств (во всяком случае, так заявлялось) строительные работы не велись...
- Четыре раза наш институт разрабатывал документацию по данному объекту, все четыре раза мы прошли экспертизу, - прокомментировали ситуацию в Казгипроводхозе. - На это ушли миллионы бюджетных средств. Как вы понимаете, нам заплатили за работу, которую можно теперь... выкинуть в мусорное ведро. Деньги в масштабах государства, наверное, не такие уж и большие, но ведь это наши с вами деньги, деньги налогоплательщиков.

А пока наоборот…

В общем, берегоукрепление Алаколя, пусть и с большим запозданием, но все же продолжат. В акимате Урджарского района сообщили, что необходимые работы должны начаться в 2019 году, на эти цели из республиканской казны на ближайшие три года выделено 4 миллиарда 117 миллионов тенге.
До сих пор на Алаколе было по-другому - все силы и средства уходили лишь на наведение внешнего лоска. Вот некоторые цифры. 2017 год: на благоустройство побережья, по скромным подсчетам, было затрачено 500,6 миллиона тенге. 2018 год: в алакольский Арбат вложено 467 миллионов тенге, на дальнейшее благоустройство набережной - 806 миллионов тенге. И это не считая обустройства подъездных путей к зоне отдыха и прочих мелочей.
Как показывает практика, чиновники на местах, буквально воспринимая рекомендации Елбасы, готовы от усердия расшибиться в лепешку, но выполнить установку. Порой игнорируя здравый смысл и реальные расчеты. Остается надеяться, что эта алакольская “промашка” наконец научит местные власти бережнее относиться к выделенным государственным финресурсам.

Елена СУПРУНОВА, фото предоставлены пресс-службами акима области, Казгипроводхозаи из соцсетей,Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть