13016

“Они приходили. Все трое...”

Выжившая в авиакатастрофе Асем Шаяхметова рассказала о подробностях крушения самолета Ан-2 в Жамбылской области

Родные 29-летней уроженки Восточно-Казахстанской области до сих пор не могут поверить в чудо: шансов выжить у Асем было чрезвычайно мало.Асем подробно рассказала своим родным, что случилось с ней после крушения самолета и каким образом она узнала о гибели ее коллег, несмотря на то, что страшный факт от нее тщательно скрывали.
Напомним, авиакатастрофа произошла 20 января. Ан-2, следовавший по маршруту Балхаш - рудник Шатырколь, потерпел крушение неподалеку от точки назначения. В результате ЧП погибли все члены экипажа: командир, второй пилот и бортмеханик, а также трое сотрудников компании “Казахмыс”. Выжить удалось только главному геологу ПО “Балхашцветмет” Асем ШАЯХМЕТОВОЙ (на снимках).

Асем родилась в селе Улкен Нарын Катон-Карагайского района Восточно-Казахстанской области. Отец девушки Омархан КАКОКОВ вспоминает, что она всегда отличалась необычайной серьезностью. Окончив школу, точно знала, что пойдет по стопам дедушки, и поступила в ВКГТУ имени Д. Серикбаева на геолога.
- Получив диплом, она сначала устроилась участковым геологом в Шемонаихе, потом ее повысили до главного геолога, а после Асем перевелась в Балхаш на ту же должность, - рассказывает Омархан Шаяхметович. - Молодого человека у нашей дочери пока нет - уж очень она серьезная и партию себе подбирает основательно. Она с братом в ипотеку приобрела нам с матерью квартиру и сказала, что сначала закроет кредит, а потом уже о семье будет думать.
Родственники и подумать не могли, чем завершится обычная командировка.
- До этого случая они часто летали с проверкой на дальние рудники. Нанимали для этого “кукурузник”, - продолжает отец девушки. - Асем всегда звонила матери, особенно если находилась где-то в поездке. А тут вдруг пропала... Мы никак не могли до нее дозвониться. И в этот же вечер по новостям сообщили о крушении самолета. В Интернете мы сразу нашли информацию - жутко перепугались. Там говорилось, что выжила одна женщина, а кто именно, стало известно не сразу. Мы до последнего надеялись, что это Асем. Так и оказалось.
Чудо, которое произошло с ней, Асем до сих пор не может до конца осознать.
- Дочь заметила, что перед крушением бортмеханик стоял в кабине пилотов и был очень бледный. Видимо, он понимал, что сейчас они упадут, - говорит Омархан Какоков. - После этого Асем помнит внезапную вспышку. А потом - темнота... Очнулась она примерно через полчаса после крушения от звука, как будто будильник звонит. Жуткая боль. Поняла, что обе ноги сломаны. Не сразу сообразила, откуда раздается трель. Оказалось, у одного из летчиков звонил мобильный телефон. Мужчина был мертв. Каким-то образом Асем добралась до него и позвонила в ДЧС Жамбылской области. В это время группа спасателей “Казахмыса” уже занималась поисками самолета. Около двух часов Асем, разговаривая с ними по телефону, вела их к месту, где разбился самолет. Потом ее нашли. К этому времени уже подоспели сотрудники департамента по ЧС и увезли Асем в шускую поликлинику. Там ей оказали первую помощь и санавиацией доставили в первую городскую больницу Астаны. Мы прибыли туда следом за ней. Когда Асем нас увидела, грустно улыбнулась и сказала: “Я родилась в рубашке”.
Омархан Шаяхметович уверен: если бы не выдержка и мужество, дочь могла бы не спастись.
- То, что она выжила, - это чудо. Немыслимое чудо. Потому что, как сказала дочь, часть самолета, где она сидела, осталась целой. Все остальное превратилось в груду металла, - говорит Омархан Какоков. - То, что дальше Асем практически сама себя спасла, - это уже черта ее характера. Она взяла себя в руки, хотя понимала, что шевелиться нельзя, так как ноги были сломаны, но все равно доползла до телефона и сумела вызвать помощь. А если бы безвольная была, так и замерзла бы там. Моя дочь - сильный человек.
Как только очнулась, спросила: “Вы уже помогли моим коллегам? Я бы очень хотела их видеть”.
Сказать ей правду тогда никто не решился. Состояние тяжелое, и чем обернется для самочувствия сильный стресс, предугадать было сложно. Врачи уклончиво объясняли: все в порядке, не волнуйся.
О судьбе коллег Асем узнала сама.
- На второй день, когда она уже лежала в астанинской клинике, настойчиво спрашивала: “Что с другими пассажирами?” - вспоминает слова девушки отец. - Жена ответила, что не знает, мол, где-то в других больницах лежат. А Асем задумчиво произнесла: “Нет, они умерли. Я не спала, и они ночью приходили ко мне, все трое. Директор (погибший Габит ТОЛЕУБАЕВ. - Е. Ф.) улыбнулся и сказал, что у меня все будет хорошо. А после они развернулись и ушли”. Женщину (одна из погибших Улбазар ЕСМАГАНБЕТОВА. - Е. Ф.), которая была с ними, дочь очень хорошо знала. Она всегда помогала нашей Асем, учила ее. Асем сказала, что как только пойдет на поправку, будет помогать ее дочери. Она не оставит ребенка в беде.
Родственники стараются как можно больше времени проводить с Асем. Ее жизни уже ничего не угрожает. Врачи диагностировали открытый оскольчатый перелом левого бедра и правой голени со смещением, закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение мозга и травматический шок третьей степени. Уже успешно проведены пять сложных операций.
- Врачи говорят, что через месяц поставят ее на ноги, а полностью она восстановится не раньше чем через год, - добавил Омархан Шаяхметович. - Сама Асем надеется, что уже через три месяца выйдет на работу.
Знакомые Асем оставили десятки теплых пожеланий на странице девушки в соцсети. Все восхищаются ее мужеством.
Незадолго до авиакатастрофы девушка оставила в “Вконтакте” статус: “В ожидании чуда”.
Могла ли она предположить, каким именно будет это самое чудо?

Евгений ФОМИНЫХ, фото из семейного архива Омархана КАКОКОВА, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть