2701

Отзовитесь, туристы!

Член общественного совета Алматы Нурлан ЖАЗЫЛБЕКОВ предлагает тратить бюджетные средства не на замену бордюров, а на развитие туризма, в частности на покупку туристических автобусов.

Об этом и многом другом шла речь в ходе отчетной встречи руководителя управления туризма и внешних связей Ерлана ЖАЙЛАУБАЯ. Ранее, кстати, управление уже представляло общественному совету свой отчет, однако он не был принят из-за ряда замечаний. В этот раз перед встречей с Ерланом Жайлаубаем члены совета решили проинспектировать наиболее популярные туристические объекты Алматы, чтобы знать истинное положение дел.

В понедельник они вместе с представителями управления туризма и внешних связей, информационного центра Visit Almaty, блогерами и журналистами посетили места, являющиеся визитной карточкой южной столицы, - площадь Республики, Медеу и Кок-Тобе. Ехать планировали на широко рекламированном электроавтобусе, который был запущен по основным туристическим маршрутам прошлой осенью. Однако прокатиться на местной достопримечательности развеселой компании не удалось - буквально за несколько минут до выезда стало известно, что автобус сломался. Поэтому группе пришлось ехать на обычном микроавтобусе.
Первым пунктом “экскурсии” значилась площадь Республики, где члены общественного совета отметили ряд недочетов, в частности отбитую в некоторых местах плитку и отсутствие специальной парковки для туристических автобусов.
Затем группа отправилась на Медеу, однако посетить сам каток ей не удалось, поскольку там полным ходом шла уборка после проведенного накануне фестиваля Star of Asia. По этому объекту у членов общественного совета особых замечаний не было, за исключением малого количества туристов, и то местных. А иностранцев не было вовсе.
Зато много замечаний было высказано по Кок-Тобе, где члены мониторинговой группы отметили малое количество зеленых насаждений, а также защищающих от солнца тентов и отсутствие ограждений на смотровой площадке, без которых велик риск скатиться вниз по склону горы. Кроме того, они отметили высокие цены в ресторане “Абай”, ведь не каждый турист, особенно из других регионов Казахстана, сможет позволить себе, например, порцию салата за 4900 тенге.
Напоследок члены общественного совета заехали в офис Visit Almaty, где им рассказали об основных направлениях деятельности этого центра.

- Мы все заинтересованы в том, чтобы развивать туризм в Алматы, - подвел итоги член общественного совета Бекнур КИСИКОВ. - И заниматься этим должно не только управление туризма и внешних связей, но и другие управления. Например, существует проблема регистрации иностранных граждан. Почему бы не сделать это по принципу одного окна? Они приходили бы в Visit Almaty и здесь в комфортной обстановке могли зарегистрироваться. Пусть здесь сидит один офицер, чтобы иностранцы в миграционной полиции в очереди не стояли. Или ввести систему электронной регистрации. Эти вопросы нужно продумать. Что касается туробъектов, которые мы посмотрели, то Медеу и Кок-Тобе сегодня находятся в доверительном управлении. И тут вопросы не к управлению туризма, а к городу вообще, к условиям контрактов и т. д. Как себя сегодня ведут те, кто арендовал эти объекты, и насколько эти объекты доступны для населения? Там очень много проблем. Например, хорошо, что сейчас запретили проезд на Шымбулак бензиновому транспорту, там ходит только экологический транспорт. Но вопрос насчет гондольной дороги: насколько они эффективно ходят, могут ли туристы попасть туда, куда им нужно, и насколько дорогой проезд? Мы выступаем за доступность, и в первую очередь для нас важны наши местные туристы. Поэтому мы инициировали вот этот объезд, но не только ради критики - мы хотим помочь развитию туризма.

На следующий день общественный совет повторно заслушал отчет Ерлана Жайлаубая, который рассказал о том, что сейчас его ведомство работает над программой “100 шагов по развитию туризма”. В рамках этой программы проводится модернизация так называемых въездных ворот города - автовокзала “Сайран”, который в ближайшее время заберет себе все междугородние и международные рейсы. Кроме того, планируется масштабная реконструкция железнодорожных вокзалов Алматы-1 и Алматы-2, в связи с чем члены общественного совета попросили руководителя управления туризма и внешних связей обратить внимание на “убогое убранство” вокзалов, сделав при реконструкции их дизайн более привлекательным. Станет удобным и въезд-выезд из города в западном направлении для автомобильного транспорта - в 2019 году будет завершено строительство развязки возле рынка “Алтын-Орда”, которая должна существенно снизить пробки в том районе.
В целях повышения туристической привлекательности Алматы в этом году власти намерены облагородить проспект Абылай хана от вокзала Алматы-2 до проспекта Абая, превратив его в улицу кафе и ресторанов. Также будут реконструированы и другие улицы центральной части города. Кроме того, планируется строительство этнокультурного комплекса “Этноленд” на территории киностудии “Казахфильм”, где жители и гости Алматы смогут познакомиться с историей и традициями казахского народа. Кроме того, уже в этом году на базе Дворца спорта им. Балуана Шолака откроется туристическо-логистический хаб, откуда будут уезжать автобусы по основным туристическим направлениям - Медеу, Шымбулак, Кольсайские озера, Чарын и т. д.
После того как Ерлан Жайлаубай поделился грандиозными планами по развитию туризма, члены общественного совета стали задавать ему вопросы и высказывать свои замечания. Помимо уже упомянутых собравшиеся обратили внимание на проблему отсутствия комфортного транспорта для туристов.
- Если, например, возить учеников из других областей, то не в “газелях”, а в двухэтажных автобусах, - сказал Нурлан Жазылбеков.
- Это вопрос порядка 400 тысяч долларов, - заметил Ерлан Жайлаубай.
- Ничего страшного, - парировал Жазылбеков. - На двух улицах бордюры не положим - вот вам и автобусы!
У членов общественного совета также были претензии относительно Visit Almaty, на разработку которого было потрачено 7 миллионов государственных тенге. В основном они касались качества информации, представленной на казахском языке. По мнению члена общественного совета Даурена БАБАМУРАТОВА, нужно не переводить тексты с русского языка, а нанять казахскоязычного редактора или журналиста, который будет писать сразу на государственном языке.
- Если у вас есть конкретные специалисты, порекомендуйте, пожалуйста, - ответила руководитель Visit Almaty Камила ЛУКПАНОВА. - Потому что найти их - большая проблема.
О проблемах, которые тормозят развитие туризма в нашем регионе, говорил и сам Ерлан Жайлаубай.
- Сейчас основная проблема - это то, что иностранцам сюда долго и дорого лететь, - сказал он. - Есть туристы, которые готовы лететь, но для них есть ограничения по визовому режиму. Но уже есть улучшения - транзитные пассажиры из Китая и Индии в течение трех дней могут находиться в Алматы и Астане без визы. И этой возможностью уже успешно пользуются. Есть определенные вопросы, но узкое горлышко для иностранного туриста - это все-таки перелеты. По визовому режиму, думаю, к концу года будет облегчение, по крайней мере улучшение процедур. Следующий момент - это более проработанный страновой маркетинг. Потому что Алматы - это хоть и бывшая столица, но мы все-таки в рамках Казахстана. Поэтому мы за то, чтобы выступать единым фронтом. В принципе, мы с нацкомпанией “Казахтуризм” по этому вопросу работаем. У них сейчас стоит вопрос финансирования, то есть выделения средств на маркетинговое продвижение Казахстана. Но мы не отчаиваемся, у нас есть приоритетные рынки - например, к нам приезжают 30 процентов туристов из Российской Федерации. С учетом того, что есть общий язык, единое медиапространство, мы будем работать в отношении России. То есть реклама в Интернете. Так мы собираемся стимулировать те регионы, которые ближе к нам.
Обсудив все эти вопросы, общественный совет все-таки принял отчет Ерлана Жайлаубая.
- Мы соберем все наши замечания и рекомендации и передадим их управлению туризма и внешних связей, а если нужно - и в другие уполномоченные органы, - сказал Бекнур Кисиков.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть