2822

Подизелили - и хватит?

     Есть такой анекдот: “Ученые выяснили, чего хочет женщина, но она уже передумала”. Вот и алматинцы который год пытаются понять, какие же пассажирские автобусы глянутся акимату южной столицы - на газе или на дизтопливе. Власть, как и женщина, постоянно передумывает!

“В Алматы закупят 200 новых автобусов на газе. Соответствующее объявление опубликовано на портале государственных закупок. Согласно технической спецификации автобусы на газе должны быть большой вместимости, низкопольными, оснащены кондиционерами, камерами видеонаблюдения, пандусами для людей с ограниченными возможностями и соответствовать экологическому стандарту Евро-5”, - говорится в сообщении акимата, распространенном на минувшей неделе. Чуть позже стало известно, что газовые автобусы приобретает по лизингу компания “Алматыэлектротранс” - ТОО со стопроцентной долей участия государства в уставном капитале.
Вот вам здрасьте! Ведь всего два года назад руководство южной столицы объяснило, почему в рамках транспортной реформы городская управа решила “переобуться” - сделать ставку на автобусы, работающие на дизеле, хотя до этого семь лет (!) начиная с 2010 года активно приобретала колесный общественный транспорт, работающий на газе. Тогда, в ноябре 2017 года, комментируя приобретение 357 автобусов на дизтопливе марки ЛиАЗ на сумму 11,5 млрд. тенге, первые лица города отмечали: мол, мы не можем заставить частные автопарки приобретать автобусы на газе, которые на 30 процентов дороже дизельных, и вообще, автобусы на дизеле дешевле в эксплуатации, поэтому их мы и дальше будем покупать.

Чуть позже, но в том же 2017 году, акимат Алматы привел еще одну причину отказа от автобусов на газе - для них не создана соответствующая инфраструктура (дословно из сообщения акимата): “В настоящее время количество газозаправочных станций в Алматы не способно обеспечить беспрерывную работу большой численности пассажирского транспорта”. Пояснялось, что заправочные станции расположены вдоль газовых магистралей, а автобусы заправляются сжатым природным газом.
При этом власти отрицали, что дизельные автобусы наносят урон экологии Алматы: “Экологический класс данных автобусов соответствует стандартам Евро-5, уровень выброса в атмосферу сопоставим с уровнем выбросов газовых автобусов” (еще одна цитата акимата).
Так почему же чиновники снова передумали и заказывают аж сразу 200 автобусов на газе? Какие на то появились причины? Неужели признали, что дизельные автобусы усугубляют нашу и без того нездоровую экологическую обстановку? Ведь на акимат Алматы уже подают в суд из-за смога! Или в городском бюджете появились новые лишние деньги? А может, уже готова необходимая инфраструктура для обслуживания автогазового транспорта?
Увы, в сообщении акимата нет ответов на эти вопросы. Будем надеяться, они скоро появятся - возможно, уже в рамках отчетных встреч руководителей мегаполиса с населением. Главное, чтобы очередная реформа в системе общественного транспорта Алматы, начавшаяся с передела собственности на рынке пассажирских перевозок (см. “Хроника пикирующего автобуса”, “Время” от 15.1.2019 г.), не напоминала... бутик модной одежды, где всегда можно переодеться: облачить водителей в новую форму, вновь перестроить остановки, запустив электронные табло, сменить дизель на газ, а гнев - на милость… Власть так похожа на женщину!

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть