5786

Понять и заплатить

Наш корреспондент выяснил, куда будут уходить деньги, собранные за платную парковку в Алматы

Вопрос использования денежных средств наиболее актуален, так как проект обещает быть прибыльным: всего за несколько дней алматинцы совершили 2000 транзакций по оплате стоянки. 

Первые платные парковки заработали в южной столице на прошлой неделе в районе Зеленого базара - по улице Зенкова между Жибек жолы и Макатаева. Здесь дежурят сразу шесть парковщиков в желтых жилетах, которых сейчас официально называют инспекторами. Они при помощи специальных мониторов каждые 15 минут совершают обход и фото­графируют номера стоящих здесь автомобилей. Причем каждый раз сотрудники меняются. Как нам объяснили на месте, сделано это для того, чтобы минимизировать риски, связанные с человеческим фактором. То есть автомобилист не сможет договориться с конкретным парковщиком: мол, не фотографируй мой номер, я тебе наличкой заплачу. Это в теории. Посмотрим, что будет на практике.
Когда мы подъехали к платной зоне, там почти не было машин. Практически все места пустовали - зрелище для этой части города фантастическое! Обычно вдоль этих обочин стоят автомобили сотрудников расположенной здесь кондитерской фабрики и близлежащих офисов. Как подсчитали в “Алматы спецтехпаркинг сервис”, после введения системы количество автомобилей, которые стали парковаться на этом участке, возросло в три раза. И лишь за счет того, что увеличилась так называемая сменяемость: одни машины уезжали, а их место занимали другие.
- Паркоматы начали работать в конце минувшей недели, - рассказали нам местные инспекторы. - Люди приехали на работу и, как всегда, оставили свои машины. А вечером им пришлось платить по 700-800 тенге. Видели бы вы, как они возмущались! На следующий день парковка была пустой - никто из них не стал занимать привычные места. Горожане, которые приезжали на Зеленый базар, удивлялись - ведь раньше здесь невозможно было припарковаться. Теперь они здесь оставляют машины и идут за покупками.
Постоять бесплатно здесь можно только первые 15 минут, все остальное время - 100 тенге в час.
На участке три паркомата, при помощи которых нужно оплачивать стоянку. Видимых не­удобств два: они работают по предоплате и не принимают купюры. То есть человек должен подсчитать, сколько примерно времени его автомобиль проведет у обочины, и внести всю сумму сразу. Не успел хотя бы на пару минут - тут же начисляется штраф (сейчас он составляет 3 МРП - 6363 тенге). В случае необходимости можно и доплатить - главное, не просрочить указанное в чеке время.
Что касается формы оплаты. Непосредственно сам агрегат принимает монеты - и то только номиналом 50 и 100 тенге (что тоже, согласитесь, не самый удобный вариант) - и банковские карты.
Наличными можно внести деньги за 30 минут или полтора часа стоянки - такая опция у аппарата есть. Карточкой же можно оплатить каждые 15 минут простоя, например, скинуть средства не за час, а за 75 минут. Переплатил? Паркомат обратно деньги не выдает. Так что алматинцам придется приноровиться к новым правилам и четко высчитывать время, которое машина проведет у обочины, иначе мы рискуем недоплатить или, наоборот, отдать лишнее. Поминутной оплата будет лишь для тех, кто скачает специальное мобильное приложение “Парковки Алматы” и будет оплачивать при помощи SMS. В таком случае лишние деньги вернут обратно.
- С точки зрения парковки этот участок у Зеленого базара был одним из самых кошмарных в городе, - прокомментировал газете “Время” директор “Алматы спецтехпаркинг сервис” Марат ПРИНБЕКОВ (на снимке). - Мы выбрали его осознанно. И, в принципе, довольны первыми результатами. На этом участке очень большая загруженность, автомобилей очень много. У нас машинооборот больше, чем в Москве. Сейчас основная проблема - это то, что аппараты периодически зависают. Это происходит в момент передачи данных в департамент госдоходов. Людям приходится ждать. До конца недели мы постараемся решить эту проблему. Платные парковки - это заградительная мера, которая позволит вытеснить личный транспорт и отдать приоритет общественному. Наша цель не заработать деньги, а сделать комфортными условия для горожан.
И еще: машину нужно парковать, не заезжая на разметку. Если вы разместитесь не в кармане, а посередине, занимая два парковочных места, то и платить придется за оба! Есть те, кто в принципе не собирается раскошеливаться, памятуя о том, что раньше за это никто не наказывал. Сейчас им все же придется оплатить штраф. Пока полицейские их не выписывают - еще не закончены все процедуры согласования, но в “Алматы спецтехпаркинг сервис” эти данные хранят, а потом передадут куда следует.

Что дальше?
До конца июля начнут работать паркоматы на той же улице Зенкова, но теперь уже на участке от Жибек жолы до Гоголя, на проспекте Достык - опять же от Жибек жолы до Гоголя, на улице Пушкина - от Маметовой до Гоголя. Все они будут обустроены по тому же принципу, что и первый платный паркинг - автоматы для приема монет, и никакой альтернативной стоянки. Далее их будут ставить на прилегающие улицы Валиханова, Кунаева, Тулебаева, Макатаева, Маметовой. Затем платные парковки начнут обустраивать в прямоугольнике, ограниченном проспектами Аль-Фараби и Райымбека и улицами Наурызбай батыра и Желтоксан. Стоянки появятся внутри его на всех улицах. Платные зоны будут целостными, и в итоге получится, что на них вообще не останется халявных мест.

Цена вопроса
С каждой транзакции 12 процентов автоматически перечисляется на счет городского департамента госдоходов. Из остатка суммы 30 процентов полагается городскому акимату, 70 процентов - инвестору в счет погашения его расходов. К слову, на выкуп доли в “Алматы спецтехпаркинг сервис” компания потратила 130 миллионов тенге.
На прошлой неделе зафиксировано 2000 транзакций. Точной суммы, на которую люди оплатили парковку, пока нет. Но подсчитать ее, в принципе, несложно. На паркинге в 60 машино-мест плата взимается 11 часов в сутки - с 8.00 до 19.00. При полном заполнении это порядка 66 тысяч тенге в день. Плюс к этому в день не платят за парковку примерно 90 машин - а это порядка полумиллиона тенге за счет штрафов.

Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

А тем временем

Полоса не при делах

Полицейские в Алматы все еще не штрафуют за выезд на выделенную для общественного транспорта полосу на проспекте Райымбека. В минувшую субботу специалисты ДВД проехали по этой магистрали и проверили, насколько выделенка, которую на дорожное полотно наносили весь месяц, соответствует заявленному изначально проекту. Оказалось, что есть недоделки. 

Подрядчикам, которые работали на этом участке, придется до конца этой недели устранить все недочеты. Как оказалось, где-то не соблюдена ширина выделенной полосы, в некоторых местах не нанесена прерывистая разметка, позволяющая заезжать на нее, или отсутствуют стрелки, определяющие направление движения. Это значит, что пока можно совершенно спокойно выезжать на выделенку, никто за это штрафовать не будет. Причем, как нам рассказали в ДВД Алматы, дата запуска обновленной полосы все еще не определена. И это несмотря на то, что изначально заявлялось: время “ч” для нарушителей наступит 15 июня.

Оксана АКУЛОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть