18098

Попали в камеру

Наши корреспонденты побывали в процессинговом центре ДВД Алматы, где обрабатывают информацию с камер видеофиксации, и узнали, кто рассылает автомобилистам “письма счастья” и можно ли втихую списать штраф.

Двухэтажное здание в одном из микрорайонов южной столицы. Колючая проволока по всему периметру забора, массивные железные ворота и охрана на входе - типичный режимный объект. Ни на одной из дверей нет опознавательных знаков, так что случайный прохожий никогда не поймет, что здесь находится. Да и внутри все предельно лаконично: ни цветочков, ни картин на стенах, ни стульев для посетителей - серый кафель и выкрашенные стены. Тишина. Вся жизнь сосредоточена в операционном зале - самой большой комнате в этом здании. Именно сюда стекается информация о нарушителях со всех постов видеофиксации, и отсюда улетают по адресам извещения о штрафах.
Подходим к одному из столов. На мониторе - джип с киргизскими номерами, который буквально минуту назад нарушил правила проезда перекрестка - выехал за стоп-линию.
- Основная задача оператора - проверить, правильно ли компьютер считал номерной знак, - по ходу объясняет руководитель процессингового центра ДВД Алматы Зинур ТОЙБАЕВ. - Иногда бывает, что номер плохо виден. Тогда нарушение не считается действительным. Если все нормально, наш сотрудник распечатывает на принтере предписание о нарушении.
Как нас заверили, происходит это в любом случае, без скидок на блатные номера или прописку автомобиля. К примеру, по уже упомянутому внедорожнику с киргизскими номерами в предписании были указаны время, место нарушения, марка и госномер автомобиля, а вот графы с информацией о владельце авто остались пустыми. Оно и понятно, джип зарегистрирован в другом государстве.
- Что вы будете теперь делать с этим предписанием? Предъявлять претензии некому. Выбросите?
- Нет, конечно. Этот нарушитель тоже попадает в нашу базу данных. В ДВД есть специальные строевые подразделения, которые определяют нарушителей в потоке машин. Этот джип остановят, возьмут данные водителя и передадут нам. Безнаказанным никто не останется, - оптимистично подытожил собеседник.
Примерно каждую минуту на экране монитора появляется фото нового нарушителя. Снова стоп-линия. На этот раз - седан с алматинскими номерами. Компьютер тут же выдает полные данные о владельце: ИИН, ФИО, домашний адрес. На принтере - очередное предписание. Через пару дней кому-то привалит счастье в виде штрафа в пять МРП, а это по нынешним временам больше десяти тысяч тенге.
В день камеры фиксируют около тысячи нарушений - проезд на красный, превышение скорости и выезд за стоп-линию. Ничего другого, например, выезд на встречку или разговор по телефону, всевидящее око камер не заметит. Оспаривают, как правило, штрафы из-за стоп-линии. Но делать это, как оказалось, практически бесполезно.
- Обзорная камера, а такие есть на каждом перекрестке, делает семь фотографий, раскладывая то, как происходило нарушение, по времени вплоть до миллисекунды. Вот посмотрите, как это происходит, - показывает нам заместитель начальника административной полиции ДВД Алматы Жандос МУРАТАЛИЕВ.
На экране - пошаговый расклад: автомобиль подъехал к перекрестку, стоит, движется дальше, но не успевает проскочить на красный и в результате тормозит на стоп-линии. Выезжать на перекресток можно только на зеленый и лишь тогда, когда есть уверенность, что удастся закончить маневр. Не рассчитал - будь любезен, плати. Скидку здесь не делают даже на плохую погоду: снегопад, закрывающий линию, или ливень, который сродни гололеду. Дескать, в ПДД написано, что водитель должен учитывать все метеорологические условия. К тому же перед каждым перекрестком, на котором установлены системы видеофиксации, висит знак “стоп” -
перед ним должен затормозить каждый сознательный водитель. Так что фиксация останавливается, только если на перекрестке нет электричества. Некоторые считают, что посты работают лишь тогда, когда камеры периодически мигают зеленым или красным цветом. Но оказалось, что это не так. На каждой камере - свой светофильтр, и если достаточно уличного освещения, она спокойно будет делать свое дело, не подавая никаких признаков жизни.
- Но ведь все равно бывают случаи, когда водителю удается доказать, что он не нарушал, - жду ответа с надеждой.
- Нет.
- Ни одного?
- За три года работы постов видео­фиксации ни разу не было случая, чтобы мы отменили штраф из-за каких-то технических моментов, - совсем не обрадовал Тойбаев. - Есть другое: иногда человеку удается доказать, что не он сидел за рулем, и переложить оплату штрафа на другое лицо.
Здесь же, в отдельной небольшой комнате, кабинет конвертации. Хорошее название для места, где бумага превращается в деньги. На то, чтобы осчастливить всех алматинских водителей, хватает одной машины, напоминающей ксерокс. Управляет агрегатом улыбчивый парень.
- Так вот тот самый человек, которого вспоминают добрым словом все, кто видит в почтовом ящике “привет” от полицейских, - подначиваю главного по конвертации штрафов. - Наверное, часто икаете?
Но он невозмутим и продолжает делать свое дело. Конверты вылетают со свистом. Закладываешь бумагу и уже через секунду получаешь заветное письмо. Их передадут курьерской службе, сотрудники которой развезут все это богатство по адресам.
- А вам приходило когда-нибудь такое письмо? - спрашиваю у полковника Мураталиева.
- Я не нарушаю. Даже если подъезжаю к перекрестку и вижу, что впереди затор, никогда не двигаюсь вперед. Сигналят мне, фарят - все равно. Я не хочу платить 10 тысяч штрафа.
- Говорят, что можно решить проблемы с помощью сотрудников процессингового центра, которые удалят из базы нужные штрафы.
- Кто такое говорит? Приведите мне этого человека, - предложил полицейский. - Я тоже много раз слышал такие разговоры. Мы даже отрабатывали этот вопрос, отправляли людей, которые должны были об этом договориться. Но ничего не подтвердилось. Штрафы удалить невозможно. Это бюджетные деньги, центр постоянно проверяют и прокуратура, и акимат.
Возле каждого оператора - кипы материалов на принудительное взыскание штрафов. На то, чтобы оплатить его добровольно, у нарушителя есть 30 дней. Не дошел до банка - дело передадут судебному исполнителю.
- С прошлого года стали активно работать частные судебные исполнители. Они сами приходят к нам и просят предоставить данные о неплательщиках, - говорит Мураталиев. - Они сразу накладывают ограничения на выезд за границу, машину или недвижимость. А потом нарушители еще и платят исполнителям 20 процентов от суммы штрафа. Так что сейчас дешевле заплатить, чем этого не делать.

Где и как оплатить штраф?
- Портал электронного правительства egov.kz. (здесь можно оплатить даже те штрафы, которые вы заработали в другой области).
- Портал мобильного правительства egov.kz (мобильное приложение egov.kz для смартфонов).
- Мобильные приложения Handy Pay (Хэнди Пэй) и My Pay (Май Пэй).
- Через интернет-банкинг АО “Казкоммерцбанк” - Хоумбанк.
- Через расчетно-кассовые отделы банков второго уровня или АО “Казпочта”.
В 2015 году платежные системы 17 банков второго уровня (в их число входят все крупнейшие банки страны и АО “Казпочта”) были интегрированы с системой МВД “Контроль”. С этого момента уведомления о погашении штрафа сразу же поступают в базу МВД. То есть, если вы оплатили штраф любым из способов, перечисленных выше, не нужно ехать в подразделение административной полиции и предъявлять квитанцию об оплате. Его автоматически удалят из базы. Проблемы могут возникнуть из-за штрафов за 2013 и 2014 годы, которые не были вовремя аннулированы. Чтобы сделать это, все же придется приехать в полицию и предъявить квитанцию. Если она не сохранилась, нужно взять подтверждение оплаты штрафа в управлении госдоходов по месту жительства.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

 В 2015 году при помощи камер в Алматы было зарегистрировано 614 тысяч нарушений (часть из них была зафиксирована передвижными радарами “Крис-П”) на сумму более 10 миллиардов тенге. С нарушителей взыскано около пяти миллиардов тенге. В ближайшие два года полицейские собираются установить в Алматы 153 новых поста видеофиксации. Уже весной станет ясно, где и когда они появятся в первую очередь.

Поделиться
Класснуть