4730

Портовые штучки

Международный аэропорт Алматы (МАА) на минувшей неделе вновь оказался в центре общественного внимания. В Интернете снова раскритиковали воздушную гавань за высокие цены на напитки и еду, в соцсетях появились фотографии с ценами из ресторанов и баров, расположенных в пассажирском терминале. В ответ администрация аэропорта разослала в СМИ пресс-релиз за подписью Айбола БЕКМУХАМБЕТОВА, в котором указано: продажей булочек и кофе воздушная гавань не занимается, поэтому все претензии нужно адресовать владельцам точек питания, а на распространителей заведомо ложной информации могут подать в суд. После этого волна возмущения захлестнула Интернет - теперь так называемые блогеры призывают объединяться против произвола аэропорта. И тут президент АО “Международный аэропорт Алматы” сделал ход конем: он лично пригласил тех, кто поднимает шум в Фейсбуке и Инстаграме, на встречу, чтобы объяснить, кто задирает цены на еду и напитки.

В 10 часов утра минувшего четверга в зале VIP аэропорта не протолкнуться - на призыв “пообщаться лично” откликнулись десятки человек. За столом уже собралось все руководство МАА, и Айбол Бекмухамбетов, заметно волнуясь, выходит на трибуну. Он привык обсуждать марки самолетов и взлетно-посадочные полосы и гораздо больше знает о стоимости керосина, чем о ценах на минералку. Президент АО сразу расставляет все точки над “i”: булочками и кофе авиаторы не торгуют! На первом же слайде презентации показан план пассажирского терминала. Зеленым цветом на нем выделены коммерческие площади, не принадлежащие АО “Международный аэропорт Алматы”. Именно здесь осуществляется торговля пищевой продукцией. И именно здесь по самым высоким в южной столице ценам продают “Боржоми” и “Айсти”.
- Я хочу подчеркнуть: предпринимательская деятельность по реализации пассажирам напитков и продуктов питания не входит в зону ответственности АО “МАА”! - заявляет Бекмухамбетов.
Президент аэропорта объясняет: когда десять лет назад на месте сгоревшего терминала строили новый, тогдашний аким Алматы Виктор ХРАПУНОВ предложил бизнесменам приобрести места под торговые точки. Трудно точно сказать, какая была необходимость отдавать коммерсантам самые лакомые кусочки терминала: два крупных ресторана, бары в зоне вылета международных и внутренних рейсов, а также магазины на первом этаже - но в итоге решение, принятое тогдашним главой города, аукается пассажирам до сих пор. Сейчас полтора десятка юридических лиц сами решают, сколько содрать с алматинца или гостя мегаполиса.
Почему же аэропорт остается в стороне от регулирования ценовой политики на кофе и булочки? Президент МАА объясняет: потому что главная задача компании - решение авиационных вопросов. И в этом направлении есть серьезные успехи.
- В нашем аэропорту обслуживаются 30 грузовых и 33 пассажирских авиакомпании, - рассказывает Айбол Бекмухамбетов. - Это в среднем 170 вылетов и прилетов в сутки. За последние 5 лет увеличилось общее количество рейсов на 47 процентов - с 39 тысяч до 57 тысяч. Общее число обслуженных пассажиров выросло с 2,6 миллиона до 5 миллионов человек в год, то есть на 92 процента. Общее количество обработанного груза также значительно возросло - с 59 тысяч тонн до 65 тысяч тонн. Кроме того, погашено банковских займов, взятых прежним руководством, на сумму 83 миллиона долларов! За этот же период в бюджет государства было уплачено 90 миллионов долларов в виде налогов.
Так что же важнее - безопасность полетов или стоимость “Боржоми”? Зарубежные эксперты, как выяснилось, на первое место ставят все-таки дела авиационные. За последние 5 лет, с тех пор как управлять воздушной гаванью пришла команда Бекмухамбетова, аэропорт получил ряд весьма серьезных наград. Например, в 2011 году аэродром Алматы был признан лучшим в СНГ! Авиакомпания Asiana Airlines выбрала МАА лучшим партнером 2011 года. Согласно исследованию британской компании “Скай Тракс”, в 2013 году аэропорт Алматы занял 6-е место в рейтинге лучших аэропортов СНГ. Наконец, и в этом году акционерное общество не осталось без внимания: Национальное рейтинговое агентство наградило МАА золотой медалью и званием “Лидер отрасли” по сумме показателей четырех видов налогов. То есть даже не торгуя булочками, а занимаясь исключительно авиационным бизнесом, алматинская воздушная гавань ежегодно увеличивает прибыль.
Куда же идут эти деньги? Айбол Бекмухамбетов по полочкам разложил все статьи расходов и рассказал, какие средства компания инвестирует в саму себя. Так, для удобства пассажиров был построен новый павильон прилета-вылета местных рейсов площадью 3200 квадратных метров - это обошлось в 610 миллионов тенге. Впервые в Казахстане приобретены рентгенотелевизионные установки нового поколения, детекторы и газоанализаторы взрывчатых и отравляющих веществ - оборудование стоит более 780 миллионов тенге. На модернизацию привокзальной площади ушло более 450 миллионов тенге, число посадочных мест в залах ожидания выросло с 1376 до 1870. Количество стоек регистрации увеличилось с 37 до 46. Часто критикуемая зона паспортного контроля также изменилась в лучшую сторону - теперь на прилет работает 28 кабин пограничников, на вылет - 14.
- Это очень актуальный вопрос, - объясняет президент аэропорта. - Мы за свой счет увеличили число кабин, потратили 21 миллион тенге. Теперь ждем, чтобы Пограничная служба КНБ увеличила штатную численность отряда. Я знаю, что вопрос уже решен и в самое ближайшее время численность сотрудников будет увеличена.
Есть у аэропорта и большие планы: в ближайшие три года предстоит отремонтировать две взлетно-посадочные полосы, построить новые рулежные дорожки. На эти операции уйдет порядка 60 миллионов долларов, зато после завершения всех работ вдвое увеличится число взлетов-посадок в час.
Чем больше Айбол Бекмухамбетов рассказывал о своей работе, тем заметнее менялась атмосфера в зале. Сначала публика была явно насторожена, однако на исходе первого получаса обстановка стала более дружелюбной. Посыпались вопросы - и о ценах, и о навязчивых таксистах, и о стоимости официального такси. Президент МАА объяснял подробно. Например, чтобы на территории аэропорта могли работать официальные перевозчики, пришлось объявить настоящую войну нелегалам. Один из сотрудников службы безопасности был ранен, а таксиста из крупной фирмы пырнули ножом. Но в итоге привокзальную площадь удалось очистить от навязчивого и незаконного сервиса.
Выступили и те, кто выдвигал претензии в адрес аэропорта, даже не разобравшись в ситуации. Экономический обозреватель Денис КРИВОШЕЕВ объяснил, что не знал о владельцах торговых площадей, но зато теперь понимает, кто именно задирает цены на напитки и еду. Более того, он предложил бороться с обнаглевшими коммерсантами совместными усилиями и создать общественный совет при аэропорте. Блогеру Бейбуту АЛИБЕКОВУ, который и разместил чек с “Боржоми” в Интернете, было предложено возглавить эту организацию - и он согласился, даже извинившись перед Бекмухамбетовым: мол, не знал, кому на самом деле принадлежат кафе и рестораны, поэтому и выступал против. Бизнесвумен Жанна ИЛЬИЧЕВА также взяла слово и объяснила, опираясь на свой профессиональный опыт, что никаких законных способов урезонить потерявших совесть предпринимателей нет - разве что поможет общественный резонанс. Остается одно - бить коммерсанта тенге, то есть не покупать в кафе и ресторанах их продукцию, а брать воду и закуски, например, в вендинговых аппаратах. Кстати, Айбол Бекмухамбетов пообещал, что их число будет увеличено.
После более чем часового общения всех желающих провели по территории воздушной гавани и показали то, чем аэропорт может гордиться. Например, работой кинологов, ищущих наркотические вещества в багаже. Служебная собака так очаровала всех гостей, что ей даже хлопали, когда она нашла наркотики в одной из сумок. На взлетно-посадочной полосе выставили новую технику: снегоуборочные машины, автобусы-шаттлы, трапы, подъемники для пассажиров с ограниченными возможностями и многое другое. В общей сложности за пять лет на обновление автопарка было потрачено более 2,5 миллиарда тенге! Есть техника, аналогов которой нет не то что в Казахстане - даже в московских аэропортах!
Пресс-конференция и экскурсия продолжались в общей сложности более двух часов, а народ не спешил расходиться.
- Я понимаю: когда еще увидишь аэропорт изнутри, - смеется Айбол Бекмухамбетов. - Самое главное, что люди поняли: это не я и не мои подчиненные торгуют дорогими булочками. У нас более серьезная задача - комфорт и безопасность пассажиров. И если надо, то я готов проводить такие встречи регулярно. Мои двери всегда открыты.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть