5105

Пост платежом красен

Алматинские экологи решили выяснить, как экопосты, установленные на всех въездах в город, влияют на улучшение окружающей среды. Правда, сделать это оказалось крайне сложно.

Первые экопосты появились в Алматы почти три года назад - в начале 2013-го. Тогда, да и сейчас, необходимость их внедрения объясняли единственной и, подчеркну, неоспоримо благой целью - борьбой за чистоту экологии. Чем меньше в город будет заезжать чадящих “чихараг”, тем чище будет воздух и без того задыхающейся от выхлопных газов южной столицы. В общем, все на борьбу со смогом. Поначалу автолюбители посты воспринимали в штыки, но потом к ним привыкли, а владельцы корыт на колесах научились объезжать их. Полицейские же регулярно отчитывались о проделанной работе и делились с общественностью ее богатыми плодами. Вот и в этом году в СМИ была опубликована статистика, после которой экологи решили обратиться в соответствующие инстанции: “В Алматы за нарушение норм токсичности и дымности с начала года (по июль 2015 года. - О. А.) было оштрафовано 12 759 водителей. Из них 420 человек привлечены к ответственности дважды. Большинство токсичных машин въезжает в мегаполис из других регионов. На иногородних нарушителей составлено 9090 протоколов, остальные 3669 автомобилей принадлежат алматинцам. Общая сумма наложенных штрафов с начала года составила 49 208 105 тенге”.
- Мы считаем, что экопосты - это в большей степени метод, который является хорошим способом пополнения бюджета (что, конечно, тоже важно). Но вот говорить о том, что это качественно улучшает окружающую среду и конкретно воздух, весьма сомнительно, - считает координатор экологического общества “Зеленое спасение” Светлана СПАТАРЬ (на снимке). - Ни в акимате, ни в полиции нам не смогли ответить на вопрос: какой процент машин из тех, что останавливают на этих постах, оказываются нарушителями и как экопосты влияют на окружающую среду? Правда, это было еще при прежних властях, может быть, новые будут проводить подобную работу. Иначе оценивать ситуацию будет очень сложно. Чтобы их работа реально отражалась на окружающей среде, в законе должны быть прописаны какие-то меры, не позволяющие автомобилисту-нарушителю передвигаться на этой машине дальше. А у нас как происходит? Остановили. Оштрафовали. Отправили дальше на той же чадящей развалюхе. Разве это правильно?
Экологи считают, что больше времени, средств и усилий нужно направлять на развитие общественного транспорта. До тех пор пока он не станет привлекательным и комфортным, люди не предпочтут автомобиль троллейбусу.
- Почти полгода назад заработала выделенная полоса для общественного транспорта на проспекте Абая, но мы видим, что большинство автомобилистов не понимают, зачем она нужна, и все равно не хотят пересаживаться на автобусы, - продолжает Светлана. - Но это вполне понятно: качество общественного транспорта оставляет желать лучшего. Так сделайте его привлекательным и скажите товарищу, который едет на развалюхе: “Бросай свою “старушку”, вот тебе новый, движущийся четко по графику автобус”. Думаю, это будет более действенно, чем отлавливать нарушителей на экопостах.
По данным полицейских, за сутки в Алматы въезжает около 250 тысяч машин. Только за март этого года в Алматы со стороны Талгарского района прибыло более 1 миллиона 650 тысяч автомобилей, из Карасайского - более 2 миллионов 630 тысяч, из Илийского - 1 миллион 750 тысяч. Почти все они проехали мимо десяти экопостов, естественно, остановилась на них лишь малая часть.
- Мы удовлетворены тем, как сейчас работают эти посты. Они действительно влияют на экологию, а информацию об этом можно запросить в соответствующих управлениях акимата, - говорит заместитель начальника административной полиции ДВД Алматы Жандос МУРАТАЛИЕВ (на снимке). - Сейчас, после изменения границ города, мы будем переносить экопосты к местам нынешних въездов в город и продолжим свою работу. Количество правонарушителей по сравнению с прошлым годом немного уменьшилось, да и парк транспортных средств постепенно обновляется: многие вместо б/у покупают новые машины. Это тоже влияет на экологию. В любом случае, если человека оштрафуют один раз, второй, он в конце концов либо отремонтирует автомобиль, либо пересядет на автобус. Никто не хочет постоянно платить. Даже для меня эти штрафы огромны, я не смог бы платить их каждый раз.
Осталось добавить, что первый раз за превышение норм токсичности придется отдать 2 МРП (3964 тенге), второй - 5 МРП (9910 тенге).

Оксана Акулова, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть