3790

Прикоснуться к китайскому

Пока кто-то продолжает спорить, нужно ли переносить китайские производства в Казахстан, выяснилось, что по-настоящему успешными у нас становятся именно те прорывные проекты, в которых заинтересована... Поднебесная. Судите сами. Казахстану остро не хватало своих полувагонов, чтобы возить уголь. Но построенный в 2008 году за 56 млн. долларов казахстанский вагоностроительный завод в начале 2015 года полностью остановил работу своих уникальных станков и стоял три последние года, не находя покупателей. Казахстану не нужна была бозшакольская медь из-за большого количества серы в концентрате, к тому же балхашский завод и без того загружен. Но все в том же 2008 году, когда цена меди на Лондонской бирже упала в 2,7 раза, корпорация “Казахмыс” получила в Банке развития Китая 2,12 млрд. долларов, на которые китайская же компания Non Ferrous China (NFC) построила Бозшакольский горно-обогатительный комплекс. И теперь Бозшаколь стал крупнейшим индустриальным объектом Казахстана за последние полвека.

А теперь некоторые подробности развития этих двух проектов, один из которых финансировался Банком развития Казахстана, а второй - Банком развития Китая.
Правительству Казахстана для поддержки штанов вагоностроителей, которые по кредиту должны 3,5 млрд. тенге и еще 5 млрд. - поставщикам, пришлось срочно организовывать систему лизинга и льготного кредитования АО “Казтемиртранс”.

Только так “дочку” КТЖ можно было убедить покупать отечественные полувагоны по цене 15 млн. 300 тыс. тенге за штуку, в то время как российские стоят на миллион дешевле. Дорогую цену заместитель гендиректора по производству “Казахстанской вагоностроительной компании” Берикбай АМИРЖАНОВ (на снимке) по-прежнему объ­ясняет отсутствием в Казахстане крупного и среднего литья.
- В Казахстане литье не изготавливают, чего-то не могут наладить, - сокрушается Берикбай Амиржанов. - Весь профильный металл на кузове: боковую и торцевую стены, балки - приобретаем в России. Казахстанское содержание - это собранные полувагоны и колесные пары, которые мы получаем в экибастузском ТОО “R.W.S. Wheelset”. Но эти колесные пары, если честно, тоже вытачиваются из черновых российских заготовок - и оси, и диски.
При этом чиновники уже десять лет рапортуют, что и среднее, и крупное литье прекрасно можно наладить в Павлодаре. Но вот незадача - у павлодарского ТОО “Format mach company” реализация проекта по крупному литью не начинается потому, что не хватает энергомощностей. Нужно построить линию электропередачи. А деньги на строительство этой линии по программе “Дорожная карта бизнеса-2020” не выделяют потому, что не начата реализация проекта.

А теперь о том, как все бывает, когда в проекте заинтересован Китай. Сейчас Бозшаколь и еще один проект - Актогай - приносят основную выручку KAZ Minerals (бывшая публичная компания “Казахмыс”), так как себестоимость произведенной продукции здесь одна из самых низких в мире, несмотря на низкое содержание меди в руде.
- Мы занимаем лидирующее место по низкозатратным проектам среди ведущих мировых компаний, - рассказывает генеральный директор ТОО “KAZ Minerals Bozshakol” Сергей ЛЕУ (на снимке). - Было подобрано оборудование, которое меньше потребляет электроэнергии. К примеру, наша мельница полусамоизмельчения производительностью 3500 тонн руды в час, аналогов которой нет в мире, потребляет 27 мегаватт, а на любом другом производстве для измельчения такого количества нужно электроэнергии в десятки раз больше. На производстве мощностью 30 млн. тонн руды в год задействованы 800 человек, тогда как на других подобных комбинатах такой мощности работают по 10 тысяч. Фабрика автоматизирована на 90 процентов, ею управляют пять человек с главного пульта управления, все остальное делает программа. На руднике, к сожалению, самосвалы пока без людей ездить не могут, но, думаю, будем внедрять и такие, просчитав экономическую целесообразность. Хотя уже сейчас ковши экскаваторов и конвейеров оснащены датчиками, которые определяют химический состав руды, и пока она по конвейеру перемещается с рудника на фабрику, специальная программа уже вычислит нужный именно для нее реагент и подаст во флотационную машину. Для сравнения: на комбинатах со старой технологией берется проба руды и анализируется в лаборатории, результат там готов только на следующий день. С помощью технологии швейцарской Leica Geosystems (это система геопозиционирования) автоматизирована работа транспорта в карьере, в результате чего снижается простой. Система сама выстраивает, корректирует и отслеживает маршруты передвижения техники в карьере, все это выводится на мониторы каждого экскаватора, бульдозера, само­свала.
Продавая бозшакольскую медь, как вы уже догадались, все в тот же Китай, группа KAZ Minerals успешно погашает кредит китайскому банку. И, разу­меется, у наших патриотов тут же возникает вопрос: а нам тогда какая польза? 98 процентов штата Бозшаколя (всего здесь задействованы 1600 человек, работающих вахтовым способом) - казахстанцы. И они (в отличие от печально прославившегося сварщика ПНХЗ) уже специалисты мирового уровня. KAZ Minerals при­обрела тренажер Cybermine, симулирующий работы на бульдозере и самосвале, экскаваторе и буровой установке. Аналогичная схема применяется и для обучения сотрудников обогатительной фабрики. Научившись работать на технике мирового уровня, казах­станские специалисты, если захотят, смогут найти самую престижную работу в ведущих компаниях мира.

- Реализация любого масштабного проекта подразумевает мультипликативный эффект, - говорит председатель совета директоров группы KAZ Minerals Олег НОВАЧУК (на снимке). - Развитие Бозшаколя - это перенятие казахстанцами у иностранных специалистов уникального колоссального опыта. Работники и управленцы, прошедшие через эти проекты, станут неоценимыми в границах Казахстана, а значит, смогут самостоятельно развивать будущие казахстанские рудники мирового класса.
Помимо конкурентной зарплаты, которая выше средней по отрасли, Бозшаколь - это еще и беспрецедентная забота о персонале: бесплатные доставка, проживание, питание, занятия спортом. Но чаще всего те, кто жил в вахтовом городке Бозшаколя, рассказывают о специальных именных мешочках, имеющихся у каждого в жилой комнате. Туда складываются личные вещи, нуждающиеся в стирке, включая нижнее белье. Говорят, что никто из сотрудников свои вещи не стирает - ни парни, ни девушки, это за них делает специальная подрядная организация.

Ольга ВОРОНЬКО, фото автора, Павлодар

Поделиться
Класснуть