13684

Против камер нет приёма?

Всевидящее око системы “Поток”.

О том, как полицейские ловят нарушителей-автомобилистов и тех, кто пытается обмануть технические ловушки.

Системы видеофиксации нарушений правил дорожного движения и процессинговые центры, в которые стекается информация о них, есть почти во всех крупных городах Казахстана. Регулярно в стране появляются новые приспособления для отлова граждан, любящих полихачить на дороге. Что-то еще в планах: например, недавно представители Генпрокуратуры предложили устанавливать на трассах с интервалом в несколько десятков километров специальные детекторы, которые фиксируют скорость и потом выводят ее среднее значение. С такими точно не пройдет любимый у нас способ обмануть радары: притормозил перед камерой, а сразу за ней притопил что есть мочи.
Что-то уже реализуется - совсем недавно умными радарами вооружили полицейских Талдыкоргана.
- Эти устройства могут работать в автоматическом режиме даже без участия человека, - рассказал нам руководитель пресс-службы ДВД Алматинской области Кобейхан НУРАХМЕТ. - Он видит машину и фиксирует нарушение уже за 150 метров, тогда, когда его еще незаметно, может работать 12 часов подряд без остановки и днем, и ночью. Антирадары на него не реагируют - техника новая, а информацию, которую он хранит, изъять невозможно - она автоматически уходит в республиканскую базу. Так что контакт нарушителя и полицейского исключен. К тому же радар фиксирует не только превышение скорости, но и выезд на встречку и “красный”, и даже езду без ремня безопасности.
Полицейский успевает остановить только каждого десятого нарушителя, которого засек­ла автоматика.Несмотря на все технические ухищрения полицейских, нарушают казахстанцы со страшной силой. Например, с 1 января по 31 августа 2013 года на дорогах страны было зарегистрировано 1 миллион 339 тысяч 250 нарушений, взысканий наложено на 9 миллиардов 702 миллиона 458 тысяч 575 тенге. На первом месте по количеству нарушений неизменно остается Алматы. Сейчас здесь установлено 104 поста видеофиксации нарушений ПДД, которые за полтора года “настригли” для бюджета 8 миллиардов тенге. В казне оказалось меньше половины - платят жители южной столицы не­охотно. Отлавливают должников всеми возможными способами - даже по домам ходят, чаще вычисляют в спецЦОНе при замене водительского удостоверения и оформлении доверенности или прямо на улице при помощи машин, оборудованных системой “Поток”. Внутри таких автомобилей специальная система, которая автоматически вычисляет в потоке движущихся автомобилей те, на которых висят штрафы. Полицейские работают вдвоем: один сидит в машине и видит на мониторе гос­номера нарушителей. Он передает их напарнику, и тот останавливает водителей.
“Тревога по камере один”, - сообщает механический голос. Это значит, что техника засекла нарушителя. Пауза в пять-десять секунд - и фраза звучит снова. Примерно каждая третья машина в потоке - в списке штрафников. На ней, как показывает автоматика, висит два-три долга.
На экране высвечивается дата, количество и сумма штрафа, зафиксированного камерами видео­фиксации, - машина реагирует только на такие. Их предъявляют автомобилистам и просят подписать уведомление о надлежащем извещении лица о добровольной оплате штрафа. В документе, в котором перечисляются все неоплаченные штрафы, жирным шрифтом выделен пункт: “...обя­­зуюсь оплатить вышеуказанный штраф В ТЕЧЕНИЕ 30 ДНЕЙ”. Далее перечислены санкции: передача дела в департамент по судебному исполнению, возможный штраф в 10 МРП для физических лиц и выдворение авто на штрафстоянку. Все водители, которых остановили на наших глазах, руководствуясь принципом  “нарушил - плати”, подписывали этот документ. Если автомобилист в течение месяца не погасит долг, его взыщут через департамент по судебному исполнению.
- Что будет, если человек откажется ставить подпись под уведомлением? Ведь встречаются и такие, - поинтересовалась я у полицейского начальства.
- Да, такое бывает, это право каждого гражданина, - ответил заместитель начальника административной полиции ДВД города Алматы Жандос МУРАТАЛИЕВ (на снимке). - Тогда полицейский в присутствии понятых должен составить протокол об отказе гражданина подписывать уведомление.
Появляется всевидящая автоматика на аварийных и скоростных отрезках дорог. Сейчас алматинские полицейские передали на рассмот­рение в акимат документы - в них 34 участка, на которых необходимо установить видеопосты. Например, они могут появиться на отрезке улицы Момышулы, ведущей к спецЦОНу, дорога там хорошая, так что гоняет народ будь здоров, на новой части проспекта Рыс­кулова и на надземных пешеходных переходах Восточной объездной дороги. Правда, список пока не утвержден, но даже если его одобрят, камеры в этих местах оборудуют только в следующем году. Ждут алматинских автомобилистов и другие новшества.
- В связи с изменением границ Алматы в этом году мы будем переносить экологические посты дальше, к нынешнему въезду/выезду в город, - говорит Мураталиев. - За 200-300 метров до них будут стоять стацио­нарные системы “Поток”. Они будут выявлять должников, а инспектор поста их останавливать. Одна такая уже работает в тестовом режиме в районе въезда в город со стороны поселка Отеген Батыр.
- В городе есть патрульные машины, которые могут ездить про улицам и при этом фиксировать нарушения?
- Пока таких автомобилей в Казах­стане нет, хотя, в принципе, они существуют. Это патрульный автомобиль, на лобовом стекле которого установлен специальный аппарат, фиксирующий нарушения: парковка во втором ряду, превышение скорости, выезд на встречку. Также техника вычислит подложные госномера, должников, криминальный транспорт. В течение месяца нам должны привезти из России такой аппарат, мы установим его на одну из патрульных машин и будем в тестовом режиме проверять, как он работает. Только если он докажет свою эффективность, будем обращаться в акимат с просьбой о покупке таких устройств.
На экране высвечиваются номера проштрафившихся.- Обязан ли автомобилист оплатить штраф, если до него так и не дошло “письмо счастья”? Он аннулируется по истечении двухмесячного срока давности?
- С момента распечатки предписания о нарушении ПДД в процессинговом центре считается, что административное дело заведено. И вы можете узнать об этом через полгода или год, когда, к примеру, придете получать новые права. Срок привлечения к административной ответственности по видеофиксации - три года. По истечении двух месяцев аннулируются только те административные правонарушения, по которым в этот установленный законом двухмесячный период не были приняты судебные решения. В прошлом году женщина подала на ДВД иск в суд. Камеры зафиксировали нарушение ПДД, которое она совершила. Через два месяца дама требовала удалить из нашей базы штраф. В суде мы доказали, что срок действия правонарушения, которое она совершила, три года. Женщина проиграла.
Однако если вы не согласны с нарушением, зафиксированным камерами, которое вам вменяют,  идите в полицию и требуйте составления протокола об административном правонарушении. Если к этому времени уже пройдет два месяца с момента совершения нарушения, дело будут вынуждены закрыть в связи с истечением срока давности

Оксана Акулова, Алматы

Поделиться
Класснуть