9699

Рифат АБДУРАМАНОВ: Водители автопарков - это банды на колёсах!

Ровно через неделю после запуска в Алматы системы электронного билетирования пассажиров наши корреспонденты проехали в разных видах общественного транспорта и выяснили: практически пока невозможно оплатить проезд по-новому.

Купить карточку “Онай!”, слоган которой “Нам по пути”, мы пытаемся на остановке, расположенной на пересечении проспекта Абая и улицы Розыбакиева. Безрезультатно. Киоск, в котором они продаются (это мы понимаем по стикеру, приклеенному на стекло ларька), закрыт. Садимся в троллейбус, платим через валидатор и выходим там, где карту все же можно приобрести. Стоит заветный билет, как и обещали, 400 тенге (320 - возвратная сумма, 80 - стоимость одной поездки).
- Пополнить у вас карту можно? - зондирую.
- Нет, - коротко в ответ.
- А обратно ее вернуть?
- Тоже нельзя, - киоскер, видя мое недо­умение, торопится добавить. - Нужно ехать на Рыскулбекова, в микрорайон “Орбита” (там расположен офис ТОО “Транспортный холдинг Алматы”. - О. А.). Там карту примут.
- Кто ж туда специально поедет?! - обреченно бросаю я и жду следующий автобус.
К остановке подруливает муниципальный 92-й. Вхожу. Демонстративно вытаскиваю карту. Народ заинтересованно смотрит на пластиковое чудо в моих руках. Чувствуя себя инопланетянкой, прикладываю желтую карточку к терминалу. Пассажиры замирают в ожидании. Аллилуйя! Проезд оплачен. Не удивилась бы, если бы услышала аплодисменты. Через пару остановок выхожу и сажусь в автобус № 65 частного автопарка. Вместо терминала к поручню прикреплено какое-то устройство, обмотанное желтым скотчем.
- А что, картой оплатить нельзя? - так, чтобы все слышали, громко спрашиваю я.
- У вас карточка есть?! - кондуктор от удивления даже забывает взять с меня деньги за проезд. - Можно посмотреть?
Судя по всему, я первая, кто решил расплатиться в этом автобусе по-новому! Хотя система, между прочим, работает уже неделю!
- Нет, нельзя, - повертев карточку в руках, возвращает мне ее кондуктор. - У нас терминалы только с 1 января заработают, - уверенно завершает наш разговор автобусовожатый.
Похоже, горожанам в любом случае придется запасаться монетами - даже если на карте будут деньги, как в моем случае, а салон автобуса будет оборудован считывающим устройством.
Для чистоты эксперимента мы с фотокорреспондентом потратили на поездки в общественном транспорте два часа. Проехали в 13 автобусах и троллейбусах, следующих по разным маршрутам, большинство из которых - муниципальные. Счет - 11:2 в пользу валидаторов и кондукторов!
То есть лишь дважды мы смогли оплатить проезд при помощи карты. В остальных случаях терминалов либо вообще не было, либо они были отключены, как в троллейбусе № 9, либо...
- Почему терминал не работает? - не выдержала я, когда на экране устройства в троллейбусе №1 появилась надпись: “Ошибка считывания карты”.
- Вы третья, кто сегодня пытается так оплатить проезд, и у всех такие же проблемы, - отвечает мне водитель и тут же начинает кому-то звонить. - Говорят, что терминалы еще не подключены.
- А зачем тогда их вообще установили? - возмущаюсь.
- Вы поторопились, они же только с 1 января начнут работать, - успокаивает меня осведомленная старушка, наблюдавшая эту сцену.
Вернувшись в редакцию, звоню члену наблюдательного совета ТОО “Транспортный холдинг Алматы” Рифату АБДУРАМАНОВУ (на снимке), который в недавнем интервью нашей газете (см. “Система дает осечку...”, “Время” от 12.9.2015 г.) уверял меня в том, что с 1 октября на новый механизм оплаты проезда перейдет весь муниципальный транспорт.
- Сколько автобусов и троллейбусов работают по-новому?
- Мы полностью закончили монтаж в транспорте, принадлежащем “Алматыэлектротранс”. Практически 50 процентов всего парка Алматы переведено. В них уже работают терминалы.
- Во всех муниципальных автобусах и троллейбусах?
- Да. И в трамваях.
- Вы сами это проверяли или вам кто-то сказал?
- Мне каждое утро докладывают, сколько автобусов вышло смонтированными. У нас работает ревизионная служба.
- То есть я могу зайти в любой муниципальный автобус или троллейбус и оплатить свой проезд?
- Да.
- В таком случае рекомендую вам взять карту и попытаться это сделать самому! У меня не получилось. То, что вы говорите, никак не соответствует реальности.
- Почему?
В ответ излагаю свою транспортную историю.
- Прошу прощения, мне сейчас принесли справку, я дал вам не совсем правильную информацию, - корректирует вышесказанное мой собеседник. - Сегодня ночью (с четверга на пятницу. - О. А.) будет закончен монтаж парка “Алматыэлектротранс”. Это значит, что с утра в пятницу весь муниципальный общественный транспорт будет принимать к оплате наши карты!
- А вам не кажется, что с датой старта новой системы вы все-таки поторопились?
- Помните, я вам говорил, что идеальная дата - 1 января...
- Почему вы на ней не настояли? Аким же сменился, пришли бы к новому и сказали честно: так, мол, и так, не успеваем. Сейчас из-за всей этой наразберихи все выглядит очень формально. Систему вроде запустили, но она практически не работает.
- До 15 октября мы оборудуем терминалами автобусы частных автопарков. С 5 октября мы начали раздачу социальных карт. Чтобы привыкнуть к новому, мы дали людям несколько месяцев. Мы реагируем на все проблемы, о которых нам сообщают граждане. Чтобы было удобнее, на остановках появятся люди в специальной форме с мобильными терминалами, которые будут закидывать деньги обратившихся к ним пассажиров на карточки. Продавать электронные билеты будут наши контролеры прямо в автобусах. Количество цифр, которые необходимо набрать, чтобы “загрузить” карту деньгами через электронные терминалы, сократится с сегодняшних 19 до 11.
Я хочу добиться понимания того, что нужно время, чтобы все это заработало. Мы дали слово, что запустим новую систему 1 октября, и сделали это. Но мы никому не говорили, что в тот же момент из транспорта исчезнет наличность и не будет никаких проблем. И с самыми главными из них мы еще не столкнулись! Они будут связаны именно с водителями - ведь мы отбиваем их от кормушки. И мы уже столкнулись с их сопротивлением.
- В чем оно проявляется?
- Вот какие факты за неделю выявила наша ревизионная служба. 465 случаев, когда водители принимают у наших граждан деньги за проезд. То, что категорически запрещено! Выявлен один факт, когда водитель сломал валидатор и вытащил из него 16 тысяч тенге. Против него будет возбуждено уголовное дело. Я листаю страницы этого отчета: идет воровство. Кроме того, водители объявляют, что тех, кто оплачивает проезд картой “Онай!”, высадят. Рядом с ними находятся какие-то непонятные люди в форменных куртках, которые говорят, что нужно платить наличными. Есть факты, когда водители видят на остановке наших контролеров и не останавливаются. Все это происходит с каким-то остервенением. И это муниципальный парк! Представляете, что будет в частных, в которых мы начали монтаж оборудования, - тихий ужас.
- Водители саботируют новую систему?
- Не то что саботируют. Это банда на колесах! Мы будем обращаться за помощью в ДВД, надо будет устраивать рейды, иначе эту систему не переломить!

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть