5469

Сдаёмся…

Насколько популярной оказалась программа утилизации старых автомобилей в Казахстане? Где примут и сколько дадут?

Две недели назад в Казахстане открылись пункты приема автомобилей, вышедших из эксплуатации. У тех, кто хранил до лучших времен своих ласточек пенсионного возраста, появилась возможность сдать их в утиль и получить за это деньги. Пока, несмотря на огромное количество машин, которым давно пора отправляться на переработку, программа лишь набирает обороты. Это пилотный проект, на котором специалисты ТОО “Оператор РОП”, занимающегося сбором таких машин, собираются ее обкатать. В будущем программа должна стать массовой - по крайней мере на это рассчитывают ее создатели.

Сколько дадут?
150 тысяч тенге в случае полной комплектации автомобиля, 48 тысяч тенге - если он укомплектован частично. Возраст и марка авто значения не имеют. Вы заранее можете подсчитать, сколько денег реально выручить за свой автомобиль, и решить, стоит ли его сдавать в утиль. Предварительную оценку можно получить через WhatsApp по номеру 8 747 191 15 58. Сюда можно отправить фото­графии того автомобиля, с которым вы хотите расстаться (специалисты дистанционно оценят комплектацию и скажут, сколько за него можно получить), и копии своих документов - чтобы быть уверенным, что все в порядке. Но вам все равно придется ехать либо в стационарный пункт приема машин, вышедших из эксплуатации, либо (если вы живете там, где его нет) ждать, пока в ваш район приедет мобильный пункт. Есть еще один вариант оценки ситуации. Заходим на официальный сайт программы стимулирования сдачи вышедших из эксплуатации транспортных средств www.auto.recycle.kz. Здесь перечислены все части машины, подлежащей утилизации, которые должны быть в наличии.
150 тысяч тенге платят за машину, в которой есть:
- Кузов (шасси).
- Капот.
- Двигатель.
- Колеса (штатное количество).
- Ограждающее покрытие колес (крылья, штатное количество).
- Аккумулятор.
- Радиатор.
- Крышка багажника.
- Коробка передач.
- Узлы и детали системы выпуска выхлопных газов.
- Двери (штатное количество).

48 тысяч тенге - за машину, в которой есть:
- Кузов (шасси).
- Двигатель.
- Коробка передач.
- Двери (штатное количество).
Пока сдают только те автомобили, за которые можно выручить 150 тысяч тенге. Скорее, это связано с тем, что до недавнего времени владелец такой машины должен был сам приехать на ней в пункт утилизации. А сделать это на агрегате, у которого нет даже колес, крайне проблематично. После запуска мобильных пунктов приема старых автомобилей наверняка начнут расставаться и с такими экземплярами.

Какие документы нужны?
- Самое главное - справка о снятии с учета вышедшего из эксплуатации транспортного средства в связи с утилизацией. Если ваша “старушка” все еще числится в базах данных полиции, то на переработку ее не примут - сначала придется взять соответствующий документ. Для этого нужно приехать на машине (или привезти ее на эвакуаторе) в полицию.
- Удостоверение личности владельца автомобиля.
- Документ, подтверждающий, что именно вы являетесь владельцем автомобиля (подойдет и генеральная доверенность).
- Номер счета в банке, на который переведут причитающиеся за сданный автомобиль деньги.
Специалисты, занимающиеся утилизацией, заключат договор с владельцем автомобиля. С этого момента забрать машину обратно не получится - но пока таких желающих и не было. Через десять дней на счет гражданина поступят положенные по закону деньги. Сдать машину в утиль могут и фирмы, на балансе которых числятся устаревшие агрегаты.

Куда сдавать?
В каждом областном центре есть пункты приема автомобилей. Туда авто нужно привезти самостоятельно: не важно - своим ходом или на эвакуаторе. Недавно появились и мобильные пункты сдачи четырехколесного металлолома. Это микроавтобус, в котором специалисты оформляют документы на утилизацию, и эвакуатор, на котором машину доставят до пункта сбора. Они уже работали в Алматинской области (города Есик, Талгар и Капшагай и поселок Узынагаш) и продолжают действовать в Южно-Казах­станской: 8 декабря машину можно сдать в Туркестане, а 12 декабря - в городе Сарыагаше.
Адреса постоянно действующих пунктов утилизации можно найти на сайте www.auto.recycle.kz.

Где чаще всего сдают автомобили?
Здесь тоже есть свой рейтинг, с самого начала в нем лидирует Костанай. Всего же с 21 ноября по 5 декабря в Казахстане сдали в утиль 867 машин.

Актау - 17
Актобе - 115
Алматы - 67
Астана - 22
Атырау - 15
Караганда - 21
Кокшетау - 31
Костанай - 143
Кызылорда - 15
Павлодар - 67
Петропавловск - 75
Семей - 54
Талдыкорган - 63
Тараз - 49
Уральск - 56
Усть-Каменогорск - 22
Шымкент - 35

Что сдают?
Специалисты уже успели составить своеобразный рейтинг автомобилей, которые чаще других привозят в пункты утилизации: это ветераны советского автопрома ВАЗ-2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2101, ГАЗ-3110, “моск­вич-2140”. Единственная иномарка, которую частенько отдают на переработку, - “мазда-626”. Самой старшей машиной, с которой решил попрощаться хозяин, оказался “моск­вич-412” 1948 года выпуска, его сдали в Уральске, а вот самым молодым был ИЖ-27175 - ему было всего девять лет. Любопытно, что в Талдыкоргане в утиль попал автомобиль, “год рождения” которого специалисты так и не смогли установить. Средний возраст отживших свой век агрегатов - 25-30 лет.

Комментарий в тему

Айгерим ЖАРЫЛГАСОВА, пресс-секретарь ТОО “Оператор РОП”:

- Сейчас к нам поступают звонки от граж­дан, которые думают, что эта программа применяется ко всем автомобилям старше десяти лет. Они считают, что все такие машины должны быть утилизированы. Но на самом деле это не так: программа добровольная, и человек, если его устраивает сумма компенсации, сам решает, сдавать свой автомобиль или нет. Никаких обязательств в данном случае нет. Очень активными оказались жители сельской местности, именно в расчете на них и были созданы мобильные пункты сбора. Ежедневно в наш call-центр поступает более трехсот звонков, специалисты записывают данные и выясняют, где есть потребность в мобильных пунктах. Например, нам звонили из Алматинской области и говорили, что там, в городах Талгаре и Есике, есть подлежащие утилизации машины, которые уже не на ходу. Стационарных пунктов приема там нет, поэтому мы отправляли туда свои мобильные группы. Если у вас тоже есть такой автомобиль, звоните в наш call-центр по бесплатному номеру 8 800 080 08 65. Вас проконсультируют и запишут ваши данные. Если соберется достаточное количество заявок, наши специалисты выедут и в ваш поселок или город.
Ограничений по возрасту транспортного средства нет: хоть сорок лет, хоть три года (человек, к примеру, может сдать машину после ДТП, главное, чтобы комплектация подходила). Я бы хотела отметить еще один немаловажный момент: например, двигатель или колеса необязательно должны стоять на своем штатном месте. Люди привозят машины, в которых двигатель лежит в салоне или багажнике - главное, чтобы он и все другие требуемые детали, в принципе, были. Это нужно для того, чтобы правильно утилизировать автомобиль. Пока их переработка не происходит: мы складируем транспортные средства на наших семнадцати пунктах сбора. Они будут храниться там до момента запуска специального завода, далее их будут утилизировать.

Наши цифры
- 5 693 100 машин было зарегистрировано в Казах­стане на 1 февраля 2016 года.
- 1 896 300 сняты с учета в органах полиции и хранятся в гаражах и во дворах домов.
- 34 350 000 тенге было перечислено на счета казахстанцев, принявших участие в программе утилизации.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Опрос в тему
Сдали бы вы свою старую машину на утилизацию?
- Да, считаю, что от автохлама нужно избавляться.
- Нет, компенсация в 150 тысяч тенге слишком маленькая.
- Буду ездить на своей машине, пока она не развалится - на другую денег нет.
Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz на главной странице в правой колонке

Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Считаете ли вы работу общественных советов полезной?
Да, они оказывают влияние и воздействие на власть - 5%
Нет, они только говорят и ничего не делают - 55%
Мне ничего об их деятельности не известно - 39%

Поделиться
Класснуть