7833

Снятся людям иногда золотые города

Так должен был выглядетьс высоты птичьего полета город Gate Сity.

В стране взят курс на создание агломераций вокруг крупных городов, в числе которых, естественно, и миллионный Алматы. Но почему при этом южная столица должна отказаться от строительства вдоль 70-километровой трассы до Капшагая четырех городов-спутников - так называемого проекта G4 City? Как должны развиваться территории, прилегающие к мегаполису? Об этом в интервью нашей газете рассказал один из разработчиков проекта концепции формирования и развития алматинской агломерации - архитектор Аманжол ЧИКАНАЕВ (на снимке).

- Аманжол Шаймерденович, правду говорят, что впервые о нецелесообразности строительства четырех городов-спутников G4 City вы заявили примерно год назад и буквально были изгнаны с трибуны?
- Да, это случилось на заседании комиссии под председательством одного из вице-премьеров, на котором я докладывал о ходе работы над генеральной схемой развития территорий Казахстана. Детально проанализировав проект, я понял, что он, мягко говоря, ошибочен для Алматы, и сказал, что от него нужно отказаться. Естественно, это шокировало участников заседания, ведь проект был утвержден на самом высоком уровне: если помните, в 2007 году его представили президенту. Меня обвинили в том, что я “иду против политики партии”, “против решения правительства и президента” и далее в таком же духе - и чуть ли не с улюлюканьем попросили с трибуны.
Ну что тут скажешь... НАЗАРБАЕВ решает тысячи проблем государственной и мировой важности, ему некогда - да, в общем-то, и незачем - вникать в какие-то детали, тем более строительные. Просто потому, что не президентское это дело! Он доверяет тем специалистам, которые ему докладывают. К моему большому сожалению, среди моих коллег не оказалось истинных профессионалов с гражданской позицией. В результате G4 City вошел в программу развития регионов и, несмотря на мои возражения, в генеральную схему организации территории, которая была утверждена в конце прошлого года.
Что говорил президент в 2007 году, благословляя представленный ему проект строительства четырех городов-спутников? “Наша главная цель - разгрузить южную столицу”. А проект на самом деле предлагает прямо противоположное! Массы мигрантов из других областей страны устремятся в эти спальные города, в которых не предусмотрены рабочие места, а это усилит эффект маятниковой миграции. Резко возрастет количество иногороднего транспорта на улицах Алматы, катастрофическими станут пробки на дорогах, загазованность воздуха достигнет критических отметок. Миллиарды долларов будут затрачены на то, чтобы еще более обострить проблему перенаселенности Алматы!
Чиканаев считает, что и уровень предложенных градостроительно-планировочных решений вызывает большие сомнения в профессионализме проектировщиков G4. Города, словно бусинки, будут нанизаны на шестиполосную скоростную Капшагайскую трассу, которая, как нож, рассекает застройку городов на две части. Магистраль станет препятствием для людей, живущих в разных частях города. Чтобы решить эту проблему, придется выделять бюджетные средства на строительство многочисленных подземных и надземных переходов, многоуровневых транспортных развязок.
- В одном из своих недавних выступлений президент поручил акиму Алматы и тогдашнему Министерству регионального развития до конца 2014 года разработать стратегический план формирования и развития алматинской агломерации. Именно вашему коллективу, как известно, поручили разработку этого проекта. Прошло почти полгода. В каком состоянии находится документ?
- Действительно, президент поставил задачу разработать до декабря стратегический план формирования и развития агломерации, на базе которого затем будет разрабатываться детальный проект. Кстати, отмечу: по нормативам для разработки именно такого проекта требуется не менее двух лет, если, конечно, мы не хотим превратить его в очередной фарс и профанацию. А разработкой плана мы занимаемся. Уже подготовлен проект концепции, которая должна пройти всестороннее рассмотрение и согласование. Не исключено, что она может претерпеть серьезные изменения. Но можно сказать, что основные принципы, подходы формирования и развития алматинской агломерации уже разработаны.
- И какое же будущее ожидает жителей Алматы и Алматинской области?
- В развитых странах мира крупные агломерации являются точками прорывного развития, в них концентрируются людские и научно-технические ресурсы, инженерная инфраструктура. Это способствует притоку инвестиций, устойчивому росту и развитию основного города. У алматинской агломерации есть все предпосылки к тому, чтобы это получилось. Но нам нужно отказаться от иллюзий и не думать, что это произойдет само по себе после того, как мы понастроим красивые спальные города-микрорайоны. Здесь важно понимать суть и выявлять пути решения назревших социально-экономических и экологических проблем развития территории, применять механизмы регулирования миграционными процессами, эффективно использовать инновационный и научно-технический потенциал территории.
- Что вы конкретно предлагаете?
- Проблем - целая обойма, но я хотел бы выделить две основополагающие. Первая - перенаселенность Алматы. Эта проблема тянет за собой цепочку других - транспортных, экологических и социально-экономических. Чтобы ее решить, мы предлагаем отказаться от примитивных идей разрастания и размазывания территории застройки Алматы и нанизывания спальных районов на Капшагайскую трассу. Вместо этого нужно создать новый город-магнит, который будет перехватывать внешние миграционные потоки, устремляющиеся в мегаполис из других регионов.
С этой целью предлагаем развивать западное побережье Капшагайского водохранилища с его прекрасными пляжами и зонами отдыха на базе самого города Капшагая, поселков Жетыген и Жана-Или. Создать крупный город можно, вложив в него инвестиции и средства, запланированные на строительство городов G4 City. Таким образом, алматинская агломерация из моноцентричной превратится в полицентричную.
Но скопление случайной массы людей никогда не даст эффекта агломерационного развития, оно, напротив, может стать проблемным. Поэтому будущий капшагайский мегаполис нужно формировать как место концентрации научно-технического потенциала алматинской агломерации, где могут быть размещены университетские городки, лаборатории, опытно-конструкторские бюро, технопарки и наукограды.
Одновременно нужно развивать транспортно-логистический потенциал той территории, строить там курорты, объекты финансово-делового и игорного бизнеса. Все это позволит превратить мегаполис в современный город, весьма привлекательный для жизни и трудовой деятельности людей.
Города Каскелен, Талгар, Есик и другие крупные населенные пункты Алматинской области можно превратить в подцентры агломерации, которые будут оттягивать на себя внутренние маятниковые миграционные потоки. Разместить там перерабатывающие предприятия, культурные и социальные объекты.

Вторая наиважнейшая проблема, по мнению Чиканаева, - сельские территории и населенные пункты. Он утверждает, что никто сегодня ясно и четко не представляет стратегию их долгосрочного развития. С одной стороны, население быстро растет - только за последние десять лет на 280 тысяч человек увеличилось количество сельских жителей Алматинской области. Остро ощущается переизбыток рабочей силы, большая часть селян каждый день ездит на работу в Алматы. Чтобы решить эту проблему, вокруг южной столицы нужно строить агрогородки, считает архитектор. И подобный опыт, по его словам, в стране уже есть. Например, в Южно-Казахстанской области выросли поселки Асар и Карбулак, где каждая семья имеет во дворе теплицу или товарную мини-ферму по откорму скота.
- Как вы считаете, нужно ли в последующем увеличивать территорию Алматы?
- Нет, делать этого не нужно. Конечно, населенные пункты Алматинской области, расположенные вокруг южной столицы, очень сильно связаны с этим городом прежде всего социально-экономически, поэтому управлять их развитием из Талдыкоргана весьма проблематично и нерационально. Мне представляется наиболее оптимальным решением создание в пределах агломерации специального Алматинского округа, который бы подчинялся акимату города. Это позволит мегаполису и его пригородным территориям консолидированно развиваться, устранит возможное появление конфликта интересов области и города.
В коротком интервью, конечно же, трудно изложить даже суть основных положений концепции. Но должен сказать, что в ней много того, что противоречит принятым решениям и шаблонным подходам, поэтому не всем сказанное мною может понравиться. Чтобы публикация пагубно не отразилась на судьбе коллектива, в котором я работаю, прошу вас и вашу газету отметить, что я не согласовывал это интервью и не получал “добро” на него у своего руководства. Ответственность за все сказанное я беру на себя, - отметил архитектор.

Чиканаев предлагает создать специальный Алматинский округ с подчинением акимату города.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть