2349

Стремление к успеху

     Каким должен быть образцово-показательный колледж, который решено создать в каждой области Казахстана? Есть ли у нас уже примеры, к чему нужно стремиться, или пока мы можем только наблюдать западный опыт? И вообще что лучше для студента: сидеть за книжками или стоять у станка?

Премьер-министр Казахстана Бакытжан САГИНТАЕВ провел на днях большое совещание по трансформации системы технического и профессионального образования в павлодарском колледже цветной металлургии, где трудоустройство выпускников составляет 97,3 процента. Учебное заведение было выбрано не случайно - там учатся в двух учреждениях сразу!
С одной стороны, получают теоретические знания в классах, а с другой - на обучающем предприятии-партнере.
Как сообщил премьер, система ТиПО должна быть отработана в Казахстане до конца года, для чего создана рабочая группа, в которую приглашены представители зарубежных компаний, являющиеся участниками совета иностранных инвесторов при главе государства. В идеале - перенять опыт развитых стран, где компании заранее составляют прогноз потребностей в рабочей силе, и свой путь к профессии выпускник школы, желающий получить экономическое или техническое образование, должен начать не с выбора вуза или ссуза, а с поиска предприятия, которое возьмет его на работу после обучения. Если вчерашний школьник успешно проходит собеседование, предприятие заключает с ним договор, пока он будет учиться в вузе или ссузе. В Казахстане, сообщил Бакытжан Сагинтаев, уже создано нечто подобное в Атырау.
- Там есть колледж, открытый компанией “Шеврон”, конкурс на поступление в который огромный даже среди выпускников институтов и университетов, - рассказал премьер. - Потому что выпускники колледжа находят работу в ведущих компаниях Казахстана и имеют предложения от зарубежных компаний.
И тут же Сагинтаев привел обратный пример:
- Мы были в Петропавловске и удивились: там обучают студентов на двигателях автомобилей, которые... уже не существуют! Изучают старую электронику. Студенты закончат обучение, а куда пойдут? А мы в полном объеме финансируем колледж.
В павлодарском колледже цветной металлургии премьеру рассказали, что с практикой тут все в порядке.
- Мы нуждаемся в кадрах, соответственно, обеспечиваем работой всех тех, кто желает работать на предприятии, - подтвердил президент АО “Алюминий Казахстана” Роман РОМАНОВ. - Кроме того, для колледжа закупаются современные мультимедийные системы, приобретается оборудование, для того чтобы можно было в виртуальном пространстве посмотреть, что из себя представляет предприятие. Работа Евразийской группы в этом направлении активна. Это двусторонний процесс.
Сегодня в Павлодарской области получают бесплатное техническое образование 17 тысяч студентов. Госзаказ размещается с учетом предложений работодателей по востребованным специальностям. А в 51 колледже региона учится 21 тысяча человек, причем дуальная система внедрена в 45 из них. До 80 процентов увеличен объем учебного времени, отведенного на обучение непосредственно на предприятиях. При этом дублирующие специальности закрываются, однопрофильные организации объединяются. Два аграрных технических колледжа - качирский и иртышский - переданы в доверительное управление на пять лет крупным крестьянским хозяйствам без права последующего выкупа с сохранением образовательного вида деятельности. Реализуется социальный проект “Мəңгілік ел жастары - индустрияға! - Серпін”, который позволяет молодежи не только бесплатно обучиться, но и трудоустроиться на индустриально-промышленных и аграрных предприятиях области. Выпускникам по данной программе предоставили комнаты в студенческих общежитиях колледжей на год, чтобы они успешно адаптировались в регионе.
Аким Павлодарской области Булат БАКАУОВ отметил, что с 2019 по 2024 год в регионе планируется реализовать 14 крупных инвестиционных проектов, что позволит создать более четырех тысяч новых рабочих мест.
- Мы начали проект по объединению всех аграрных колледжей на базе красноармейского аграрно-технического колледжа, - сообщил аким. - Он позволит дать качественное образование, снизит нагрузку на бюджет, решит вопрос низкой наполняемости. Вместе с тем нам удастся сохранить существующие здания и создать на базе колледжей бизнес-инкубаторы, куда мы привлечем бизнес. Для бизнеса, мы считаем, это самые оптимальные условия: инфраструктура готова полностью, есть квалифицированные кадры. Таким образом, мы сможем решить несколько задач: вовлечем реальный сектор экономики в образование; мастера-педагоги колледжа смогут обучать и работать на производствах, созданных на базе колледжей, тем самым, не отрываясь от производства, постоянно повышать свои навыки и передавать полученный опыт и знания студентам. Кроме того, это дополнительный доход для преподавательского состава. Мы также сохраним и приумножим базу и инфраструктуру колледжей, при этом минимизируем бюджетную нагрузку на их содержание.

Ольга ВОРОНЬКО, фото из архива колледжа цветной металлургии, Павлодар

Поделиться
Класснуть