4584

Ты их в дверь, они - в окно!

Став жертвой навязчивого маркетинга, ветеран трудового фронта Наталья Уливанова вряд ли сможет наказать по закону своих обидчиков. Через нашу газету она призывает граждан, особенно пенсионеров, не быть доверчивыми в телефонных разговорах с приветливыми услугодателями

“Мы проводим - бесплатно! - диагностику пластиковых окон!” - ласково предложили на том конце провода 90-летней алматинке Наталье УЛИВАНОВОЙ (на снимке). После долгих уговоров пенсионерка согласилась и уже через 15 минут стала жертвой агрессивного маркетинга: в ее квартиру пришли четверо мужчин, которые настойчиво стали предлагать услуги российской компании. Испугавшись, пенсионерка отдала 55 тысяч тенге за замену уплотнителей в своих совершенно новых (!) окнах. Но позже, придя в себя, обратилась в ДВД, однако там заявляют: состава преступления в этой истории нет.

- Эта фирма действует по особой схеме, - делится с нами своими впечатлениями и наблюдениями Наталья Федоровна. - Сначала звонит девушка и торжественно-радостным голосом объявляет, что их компания проводит благотворительную акцию именно для пенсионеров по бесплатной диагностике окон. Я долго отказывалась: мне недавно поставили новые окна и в их услугах я не нуждалась. Но девушка умоляющим ласковым голоском щебетала - и я согласилась. А уже через 15 минут пришли двое мужчин с папками, договорами и печатями. Как будто ждали указаний сверху! Посмотрели окна, сели на диван и стали расхваливать российскую компанию “Окно Стиль”, которая завоевывает и рынок Казахстана: якобы уже в пяти городах есть их филиалы. При этом об акции ни слова!
По словам пенсионерки, она категорически отказывалась, объясняла, что окна поставила недавно, но мужчины не уходили, да и выпроводить их было сложно: Наталья Федоровна - инвалид II группы, передвигается по дому на костылях и специальных ходунках - попросить незваных гостей поднять ее с кресла и показать свою беспомощность побоялась.
- Я спросила, где они взяли мои персональные данные: адрес, номер телефона, узнали про то, что я пенсионерка. Один из мужчин, представившийся директором ТОО “Окно Стиль” Дмитрием ТИШЕЧКИНЫМ, объяснил, что, мол, данные взяли в соответствующих органах: берут у изготовителя окон сведения за год, делят город на пять частей и постепенно охватывают все население. Поняв, что от самих окон я отказываюсь, они стали критиковать уплотнители в них. При этом говорили, что сами уплотнители стоят 80 тысяч тенге, но мне они их заменят за 65 тысяч, да что там - как пенсионерке сделают скидку аж в 10 тысяч и конечная цена будет 55 тысяч тенге. Суют мне договор. А уже поздно, моя тревога переходит в страх, кровяное давление поднялось до предела, к тому же у меня поражение сосудов головного мозга - прогрессирующая энцефалопатия. Испугавшись, что потеряю сознание, я решила отдать деньги и подписаться под их договором, лишь бы они ушли...
- Деньги в кошельке, которые я хранила в диване, услужливо нашел и принес мой гость, - продолжает старушка. - И вот ведь как странно: сами окна со стеклами, подоконником и прочими атрибутами обошлись мне куда дешевле, чем одни эти уплотнители. Да и когда окна меняла, никаких договоров не подписывала, а тут документ аж на трех страницах! Подписала, Дмитрий забрал деньги, куда-то позвонил, и уже через 10 минут пришли еще двое мужчин. Что они там делали, я уже не смотрела - страшно было. Сломали основание у двух ручек да так и оставили.
Уливанова сто раз пожалела, что согласилась на эту акцию, и считает: без гипноза тут не обошлось. Наталья Федоровна 18 лет проработала главным госарбитром Алматинской области и ни разу, по ее словам, не дала себя обмануть.
А спустя несколько дней ветеран трудового фронта нашла в своем почтовом ящике листовку-предупреждение от компании “Реал-Пласт”, которая первоначально ставила ей окна, с примерно следующим текстом:
“Внимание! Новый вид мошенничества! Вы сидите дома, и тут звонит незнакомый номер. Позвонивший представляется либо “Мы международная компания, которая предоставляет услуги по диагностике пластиковых окон...”, или “Мы - та самая компания, которая устанавливала вам пластиковые окна...”. Теперь главная задача мошенников - напроситься к вам на бесплатную диагностику окон. Придя к вам домой, они начинают предлагать свои услуги. Обычно они предлагают заменить хорошую фурнитуру на свою или поменять само окно на лучшего качества”.
В компании “Реал-Пласт”, куда позвонила автор этого материала, подтвердили: они распространяют такие листовки.
- Это пришлось сделать потому, что предложения стали поступать в основном социально незащищенным слоям населения: пенсионерам, инвалидам, матерям-одиночкам с маленькими детьми. Мы сами никому не даем сведения о наших клиентах, как утверждают мошенники! - возмутилась менеджер компании Ирина СУХАРЕБРОВА. - К тому же если вы устанавливали окна в нормальной компании, то она всегда дает гарантийный талон, по которому можно обратиться в случае необходимости замены чего-либо.
А вот в договоре, который подписала Уливанова, нет такого пункта, зато есть те, которые вызывают недоумение. Например, “Заказчик выражает свое согласие и разрешает ТОО “Окно Стиль” осуществлять обработку персональных данных заказчика (ФИО, пол, дата рождения, контактный номер телефона), включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, использование, распространение, обезличивание, передачу третьим лицам, уничтожение...”. Или вот еще: “Заказчик гарантирует, что он заключает настоящий договор не вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях и настоящий договор не является для него кабальной сделкой”. Ну и, разумеется, оговорено, что денежные средства возврату не подлежат…
Оправившись от шока, Уливанова обратилась в ТОО “Окно Стиль” с претензией о возврате переплаченной суммы. Однако ей отказали, мол, мы претензии не принимаем, если не приложена справка, что заявитель... сумасшедший. Тогда Наталья Федоровна предъявила выписку из своей медицинской карты центральной клинической больницы медцентра управления делами президента, в стационаре которой лечится с диагнозом прогрессирующая энцефалопатия. Но и это не помогло.
В городском центре по защите прав потребителей Уливановой посоветовали обратиться в суд:
- Если в договоре прописано, что потребитель не имеет права требовать назад свои деньги, а он его подписал, это еще ничего не значит. Потребитель может требовать, но сначала он должен доказать, что работы были проведены некачественно или была завышена их стоимость. Потребитель должен доказать тот факт, что его обманули. Я сама звонила в эту компанию как обычный потребитель. Мне поначалу стали навязывать свои услуги, когда же я перезвонила им и представилась юристом, то на том конце провода тут же пере­обулись: компания, да, оконная, но совсем не та! Уливановой нужно обратиться в суд и пригласить экс­перта, который оценил бы стоимость работ.
Телефонный номер директора фирмы “Окно Стиль” Тишечкина, который был указан в договоре, упорно молчал. Позвонив в офис компании как потребитель, я услышала бойкое: “Оконная компания слушает!”
- Это компания “Окно Стиль”? - переспросила я.
- Мы оконная компания, да, - ответила менеджер на том конце провода.
И едва только поступило предложение поучаствовать в бесплатной акции, как я сразу же пояснила, зачем позвонила.
- Что мы надавили или заставили пенсионерку подписывать договор, такого не было! - начала оправдываться девушка, отказавшись при этом представиться. - Менеджер проводит бесплатную акцию: смазка фурнитуры и подтягивание ручек. Если бы она (Н. Уливанова. - Е. Т.) сказала, что ей ничего не нужно, мужчины бы сразу ушли - у нас достаточно адресов, по которым мы можем пойти и предложить свои услуги тем клиентам, кто в этом нуждается. Материал у нас такой дорогой потому, что немецкий: у этих уплотнителей срок годности - 30 лет, он никогда не темнеет в отличие от других. А деньги вернуть не можем, потому что заменили уплотнители, потратили свои материалы, потом никуда их применить уже не сможем, а они дорогие… А директор Дмитрий Тишечкин временно уехал в Россию.
Поняв, что с фирмой по-хорошему договориться не удастся, Наталья Уливанова обратилась в городскую прокуратуру, оттуда ее заявление переправили в ДВД.
- Здесь я как юрист вижу нарушение сразу по нескольким статьям Уголовного кодекса, - сделала вывод, хоть и поздно, сама пенсионерка.
Сотрудница управления дознания ДВД Алматы Асель ХАЙРУЛЛИНА сообщила “Времени”: заявление они пока рассматривают, но Уливановой, скорее всего, откажут в возбуждении дела.
- Я читала заявление, составлено оно грамотно. Но там нет состава преступления, - пояснила Асель. - Уливанова сама подписала договор, а в рамках нашей компетенции мы не рассматриваем договорные отношения. Ей нужно обратиться в суд по гражданским делам.
- Я уже не жду, что вернутся мои деньги, бог с ними, - вздыхает Наталья Федоровна. - Я хочу, чтобы больше не обманывали пенсинеров и инвалидов. Это же в интересах наших органов! А у меня нет ни здоровья, ни сил, ни лишних денег, чтобы таскаться по судам...

Екатерина ТИХОНОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее