5867

Ты в моей власти

Можно ли противостоять домогательствам на работе?

     На прошлой неделе наша газета писала о трагедии, приключившейся в поселке Бестобе Акмолинской области. Директор обогатительной фабрики Дидар УТЕШКЕНОВ вызвался подвезти лаборант­ку того же предприятия Динару АКАМБАЕВУ. Что произошло в автомобиле директора, сейчас выясняет следствие: после поездки женщина с травмами головы впала в кому и спустя несколько дней скончалась в реанимации (см. “Молодой начальник или похотливый насильник?”, “Время” от 16.1.2019 г.). При этом не исключается версия сексуальных домогательств со стороны директора: сотрудницы фабрики говорят, что Утешкенов не раз приставал к своим подчиненным, однако те из страха потерять работу предпочитали молчать.
Истории сексуальных домогательств и вправду редко становятся достоянием общественности, однако, по разным оценкам, от 25 до 70 процентов женщин хоть раз в жизни подвергались харассменту со стороны начальника или преподавателя.

Из первых уст
В процессе подготовки этого материала мы опросили десяток алматинцев, приходилось ли им когда-либо сталкиваться с сексуальными домогательствами на работе или учебе. Утвердительно ответили абсолютно все женщины и небольшой процент мужчин. Мы решили опубликовать несколько историй, по просьбе респондентов анонимно.
“Как-то в конце рабочего дня начальник пригласил меня поужинать. Мне нужно было закончить кое-какие дела, поэтому я отказалась. Я даже не сообразила, что мой отказ может его обидеть. А он после этого стал ко мне придираться, давал невыполнимые задания или, наоборот, демонстративно игнорировал, поручая мою работу другим сотрудникам. Когда я уже готова была уволиться, его сменили”.
“Начальник сказал, что наши партнеры хотят совместить приятное с полезным и предлагают провести переговоры в сауне. Мне пришлось пойти, так как шеф настаивал. В сауне мы действительно поговорили о делах, а потом шеф и партнеры начали пить и меня заставили. После этого начальник потащил меня в отдельную комнату, где стал приставать, обе­щая, что, если я сделаю все, как надо, он меня продвинет по службе, а если нет, то уволит с волчьим билетом. Из страха потерять работу я согласилась. С тех пор прошло много лет, но мне до сих пор мерз­ко об этом вспоминать”.
“Одно время мне часто приходилось бывать у наших партнеров по проектам. Там работал один дядечка средних лет, который, когда меня видел, тут же хватал за руки, лапал, пытался целовать, один раз даже повалил на стол. Я много раз жаловалась, его ругали, но больше ничего не делали, так как он, мол, безобидный, просто со странностями”.
“Преподаватель не принял у меня экзамен и сказал, чтобы я пришла на пересдачу. При этом пересдачу назначил не в университете, сказав: приедешь, куда я скажу. Я знала, что у этого преподавателя дурная слава, что он постоянно пристает к студенткам. Поэтому пожаловалась своему адвайзеру, а та наехала на него. Преподаватель очень испугался и принял у меня пересдачу в университете, причем попросил присутствовать моих одногруппников”.
“Начальница напилась на корпоративе и шлепнула меня по заднице. Мне было стыдно, я не знал, как реагировать, и сделал вид, что ничего не происходит. На следующий день она, кажется, ничего не помнила или не подала виду. Но я на всякий случай с коллегами больше не пью”.
“Я массажист, мне регулярно звонят клиенты и спрашивают, оказываю ли я услуги интимного характера. Чаще всего это геи, но иногда и женщины. А буквально вчера клиент интересовался, могу ли я после массажа заняться сексом с его женой. Я в таких случаях не ругаюсь, вежливо отказываю, и все. Еще был случай, когда в процессе массажа один мужчина стал намекать, но, к счастью, конкретно не домогался. Я потом отказался с ним работать”.

Законом не предусмотрено
Несмотря на распространенность этого явления, в законодательстве нашей страны до сих пор нет понятия “сексуальные домогательства”, а значит, не преду­смотрена и ответственность за подобные действия. Наиболее близка к этому статья 123 Уголовного кодекса РК, которая звучит как “понуждение к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или иным действиям сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего”. Однако она не отражает всей сути явления, поэтому в прошлом году заговорили о необходимости срочно менять ситуацию. В феврале 2018-го ряд общественных деятелей, юристов и журналистов объявили о запуске общественной платформы под названием “Коргау 123”, посвященной проблеме сексуальных домогательств. В рамках этой кампании активисты предлагали внести ряд изменений в законодательство в целях реализации рекомендаций, которые были даны Казахстану Комитетом ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин.

Ситуацию надо менять
По словам одного из инициаторов “Коргау123”, руководителя ОЮЛ “Союз кризисных центров Казахстана” Зульфии БАЙСАКОВОЙ, в настоящее время идет подведение итогов кампании.
- Мы обратились к депутатам с предложениями по внесению изменений в законодательство, которые предполагают, во-первых, введение самого понятия “сексуальное домогательство”, - говорит она. - Во-вторых, мы предлагаем внести в Трудовой кодекс норму о том, что работодатель обязан соз­дать условия, благоприятные для деятельности любого трудящегося, в том числе исключить сексуальные домогательства на рабочем месте. Также мы говорим о том, что каждый трудовой договор должен иметь статью, предполагающую механизм защиты от сексуальных домога­тельств на рабочем месте. Возможно, это какая-то комиссия, которая будет рассматривать заявления о домогательствах. Были и другие предложения. Мы уже направили около 500 писем депутатам, а также на имя председателя Национа­льной комиссии по делам жен­­щин и семейно-демографической по­­литике при президенте РК Гульшары АБДЫКАЛИКОВОЙ. 25 января она приезжает в Алматы, чтобы встретиться с группой “Коргау 123”. Мы будем разговаривать о том, какие изменения в какие статьи мы хотели бы внести. Также мы отправили свои предложения в Министерство труда и социальной защиты населения. Думаю, в этом году эта инициатива войдет в перечень законодательных актов, которые будут рассматриваться парламентом. Ведь помимо всего прочего Казахстан взял на себя международные обязательства, ратифицировав ряд конвенций, и он обязан работать в этом направлении.

Мнение юриста
Джохар УТЕБЕКОВ, адвокат:
- Единственная статья, которая более или менее подходит, - это статья 123 УК РК. Но она, во-первых, относится к делам частного обвинения. То есть жертва должна сама собрать все доказательства по уголовному делу, найти адвоката и обратиться в суд в порядке частного обвинения. Но это большие материальные траты, плюс многие доказательства очень трудно собрать самому, без поддержки правоохранительных органов. Ведь даже такие элементарные вещи, как аудио- или видеозапись разговора с виновником, по закону не могут быть произведены не в рамках негласных следственных действий. То есть инициативная запись не может быть признана доказательством в суде. Все это создает огромные проблемы для жертв, поэтому дел, дошедших до судебного приговора, очень мало. Во-вторых, статья 123 не охватывает возможные случаи сексуальных домогательств. Например, прикосновения сексуального характера, которые не относятся к насильственным действиям: ущипнул за попу, обнял, поцеловал и т. д. В лучшем случае это могут отнести к мелкому хулиганству и дать пять суток административного ареста. Вообще не рассматривается у нас сталкинг - это когда человек маниакально преследует свою жерт­ву, бесконечно звонит, пишет сообщения, караулит у дома или офиса и т. д. Люди от подобного вообще не защищены. А проблема здесь гораздо глубже. Без специального обучения и перепрофилирования сотрудников правоохранительных органов, прокуроров и судей, без выделения психологов и бесплатных адвокатов жертвам, без создания центров поддержки жертв сексуального насилия в каждом областном центре ситуация не сдвинется с мертвой точки. Государство должно обратить внимание на эту проблему. И дело не только в сексуальных домогательствах, в реформе нуждается весь институт всех сексуальных преступлений.

Мнение психолога
Айша НАДИРБЕКОВА, кандидат психологических наук, психолог высшей категории:
- Сразу скажу, что существует весьма тонкая грань между флиртом и сексуальными домогательствами. Кроме того, стоит отметить, что домогательствам подвергаются не только женщины, но и мужчины, хотя и в меньшей степени. Желание использовать зависимое положение жертвы появляется обычно вследствие неразрешимых внутренних противоречий, которые всегда идут из детства, семьи. Возможно, ребенок страдал от невнимания родителей, их жестокости. И потом, будучи взрослым, он таким образом компенсирует свои детские страдания, причем делается это как осознанно, так и бессознательно. Когда люди достигают определенного успеха, определенного социального положения, то начинают таким образом решать свои проблемы. Кроме того, табуированность, которая существует в определенных социальных нормах, на работе может найти выход, потому что человек чувствует, что обладает некой властью. А тот, кто от него зависит, вряд ли пойдет жаловаться, потому что, во-первых, ему могут не поверить, а во-вторых, могут сказать, что он сам это спровоцировал.
- А бывает, что человек никакого повода не давал, а его все равно домогаются?
- Может быть и без повода. Был в моей практике случай, когда человека никто не провоцировал, у него просто была психологическая проблема: он не имел возможности удовлетворять свои сексуальные потребности. И ставил в зависимость от себя подчиненных, часть которых просто не решалась ему отказать.
- Можно ли обезопасить себя от сексуальных домогательств?
- Гарантий, что вы никогда не столкнетесь с этим явлением, нет. Но главное - не молчать об этом. Это, конечно, очень сложно, потому что нужно перешагнуть через общественное мнение. Но если вы чувствуете в себе силы идти до конца, то лучше наказать обидчика. Если же вы твердо намерены скрыть этот факт, то всегда можно уволиться. Каждый выбирает свое. Наши люди, конечно, живут с оглядкой на окружающих, а вот на Западе это открыто обсуждают: все мы слышали о скандалах в шоу-бизнесе, киноиндустрии.
- Как справиться с последствиями сексуальных домогательств?
- Зависит от психологической и личностной зрелости того человека, который стал жертвой домогательств. Если речь идет о молодом человеке, то, конечно, это будет определенной психологической травмой. Если человек зрелый, то он отнесется к этому более спокойно. Но в любом случае помощь психолога может понадобиться. Ведь эта ситуация сопровождается негативными переживаниями, возможны и физические недомогания - это зависит от глубины перенесенного шока. Главное - не надо молчать, не надо замыкаться в себе, не надо эти переживания в себе подавлять. Лучше обратиться к специалисту, который поможет полностью избавиться от проблемы.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Опрос в тему
Приходилось ли вам сталкиваться с сексуальными домогательствами на работе или учебе?
- Да, и я принял(а) меры
- Да, и я промолчал(а)
- Нет
Проголосовать можно на сайте газеты “Время”  www.time.kz на главной странице в правой колонке.

Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Станут ли лекарства более доступными?
- Да, ведь аптеки не смогут накручивать цены, как им заблагорассудится 2%
- Нет, у Минздрава нет ресурсов, чтобы следить за соблюдением этих правил 33%
- При любом раскладе цены слишком высокие и сильно бьют по карману 65%

Поделиться
Класснуть